18 января 1943 года (80 лет назад) Ленинградский и Волховский фронт сомкнулись в районе рабочих поселков, тем самым лишив немецкие подразделения опорных укреплений, и восстановив сухопутное сообщение Ленинграда со страной.
Оборона Ленинграда навсегда вписана в историю России как невероятно трагическое и в то же время героическое событие. Осада Северной столицы продолжалась с 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня. По официальным данным, блокада унесла жизни более 630 тыс. ленинградцев, хотя, по подсчетам историков, эта цифра может достигать и 800 тыс.
За почти три года блокады город 173 раза подвергался бомбардировкам, 649 раз на улицах звучал сигнал воздушной тревоги.
Гитлер мечтал смести Ленинград с лица земли. Он осознавал, что город, бывший для страны Советов колыбелью революции, имеет немалое значение в поддержании морального духа советского государства. Он рассчитывал уничтожением Ленинграда деморализовать страну. Военно-промышленный и культурный потенциал города фюрера не интересовал. Он ставил своей целью вынудить население уходить из города, в надежде, что массовый поток беженцев вглубь страны на восток внесет разлад и сумятицу в тех городах, где появятся беженцы.
Ему удалось создать кольцо вокруг города. В этом ему в значительной мере помогли финские войска, закрывшие выход из города в северном направлении.
С осени 1941 года перед советскими войсками ставилась – прорвать блокаду города любой ценой. Попытки разомкнуть кольцо и обеспечить сообщение Ленинграда с остальной страной по суше, предпринимались неоднократно.
Советские войска проводили наступление со стороны синявинско-шлиссельбургского выступа по линии южного берега Ладоги. Но немецким оккупантам удалось создать мощные укрепления в этой зоне и ослабленные, истощенные солдаты советской армии так и не смогли продвинуться вперед.
Войска Красной армии сосредоточились на левобережье Невы на вытянутой полосе длиной около 3-х километров и шириной не более километра. Этот участок фронта получил название Невского пятачка. Немцы не жалели боеприпасов, обстреливая этот участок земли, и советские войска понесли многочисленные потери. За 2 года на Невском пятачке Советская армия потеряла 50 тыс. солдат.
В начале 1942 года командование фронтами предприняло попытку силами Волховского и Ленинградского фронтов освободить Ленинград от осадного кольца. Однако наступательное движение советских войск сопровождалось огромными потерями, и закончилось разгромным поражением 2-й ударной армии Волховского фронта.
Вторая попытка прорыва блокады получила название Синявинской операции. И хотя она не достигла поставленной цели, в ходе этой наступательной операции был сорван план рейхстага «Северное сияние», направленный на углубление блокады.
В апреле-мае 1942 года немцы попытались утопить стоящие на Неве корабли. К лету немецкое командование поставило своей целью форсировать военные действия на Ленинградском фронте и вместе с этим ужесточились бомбардировки и артобстрелы города.
С этой целью немцы развернули новые артбатареи, оснащенные тяжелыми орудиями, которые били на расстояние до 25 км. Фашисты наметили несколько стратегически важных точек города, которые каждодневно обстреливались из этих орудий.
Но Ленинград и его окрестности тоже успели превратиться в фортификационный район. Было создано множество инженерных сооружений, позволявших производить скрытую перегруппировку войск, подведение резервов, и отвод солдат с передовой. Благодаря этим мерам уменьшились потери советских войск. Была организована маскировка, упорядочена разведка.
Кольцо вражеской осады было разорвано в результате успеха операции «Искра» Красной армии. Она планировалась еще с 1942 года, а началась 12 января 1943-го, боевыми действиями руководили маршалы Георгий Жуков и Климент Ворошилов. Сухопутные войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке авиации Балтийского флота решительно атаковали немецкую армию на шлиссельбургско-синявинском выступе.
Утром 12 января 1943 года началась артподготовка, продлившаяся 2 часа 10 минут после которой 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная Волховского фронта перешли в массированное наступление. К концу дня они приблизились на 3 км с каждой стороны. На следующий день, несмотря на упорное противоборство немцев, войска РККА приблизились еще на 5-6 км. Еще на 2 километра расстояние сократилось 14 января.
Немцы стремились любой ценой удержать первый и пятый рабочие поселки, опорные точки на флангах прорыва. Перебрасывали сюда резервный потенциал из боеприпасов и подразделений. Группировка, стоявшая севернее поселков, пыталась прорваться к своим основным силам.
18 января Ленинградский и Волховский фронт сомкнулись в районе рабочих поселков, тем самым лишив немецкие подразделения опорных укреплений. В ходе боевой операции был очищен от немцев Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера. Благодаря пробитому коридору возобновилось сухопутное сообщение города со страной.
Попытки 67-й и 2-й Ударной армий продолжить наступление на юг тормозился силами противника, который регулярно вводил в район Синявина новые силы. Это заставило войска Красной Армии перейти к оборонительной тактике.
14 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов предприняли запланированное ставкой наступление на участке между Ленинградом и Новгородом. Полное и окончательное избавление Ленинграда от блокадного кольца было осуществлено 21-25 января, когда Армии Ленинградского фронта уничтожили красносельско-ропшинское фашистское формирование, а части Волховского фронта освободили Новгород.
Коридор, шириной в 8 километров был отвоёван и удержан.
«Я увидел, — вспоминал Г.К. Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость!»
Всего за 17 дней по нему были проложены автомобильная и железная дороги. Временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокадный Ленинград, получила название «Дорога Победы». В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога Победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила ещё одно прозвище - «коридор смерти».
Уже утром 7 февраля ленинградцы с большой радостью встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший 800 т. сливочного масла. Кроме того, вдоль южного берега Ладожского озера стало функционировать и автомобильное движение. Продолжала действовать и Дорога жизни. Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 700—600 грамм хлеба в день, служащие — по 500, дети и иждивенцы — 400 грамм. Увеличились нормы снабжения другими видами продовольствия. Положение жителей города и войск Ленинградского фронта было коренным образом улучшено.
Полностью кольцо осады удалось снять лишь 27 января 1944 года, однако его прорыв остается одним из наиболее значимых событий Великой Отечественной войны.
В память о прорыве блокады Ленинграда на берегу Ладожского озера установлен мемориал «Разорванное кольцо».
Комментариев нет:
Отправить комментарий