6 января 1938 года (85 лет назад) родилась кинорежиссер Лариса Шепитько.
Лариса Евгеньевна Шепитько - уроженка
Донецкой области. Она появилась на свет в городке Артемовск. Росла она вместе с
двумя другими детьми на попечении одной только матери. Родители Ларисы
развелись и об отце будущего режиссера известно только его имя – Ефим Шепитько.
Мать Ефросинья Ткач имела педагогическое образование и работала учительницей.
После войны семья перебралась в город Львов, где Ефросинья устроилась преподавать в местной школе. Там же получила среднее образование и Лариса.
Именно на улицах Львова девушка впервые стала свидетелем съемочного процесса. Однажды она случайно попала на место проведения съемок фильма «Овод». Как зачарованная она наблюдала за процессом рождения будущей картинки кино. Но смотрела Лариса не на актеров и не на операторов. Она была зачарована действиями главного распорядителя этого волшебства – режиссера. Именно в этот день решилась судьба молодой девушки. Решилась для неё самой. Всем остальным ей ещё предстояло доказать, что она достойна такой судьбы.
В 1954 году в 16 лет она отправилась в
Москву с одной только целью – поступить на режиссерский факультет ВГИКа.
Поддержки в своем решении Шепитько не нашла ни у кого. Мать посчитала это
баловством, а приемная комиссия посоветовала попробоваться на актрису. Но
Лариса твердо стояла на своем. Очевидно, именно твердость намерения и характера
подкупили педагогов. Шепитько была принята. Учась на откровенно мужскую профессию,
она делала успехи и поражала всех нестандартностью своих взглядов. С первых же
режиссёрских ещё студенческих курсовых работ стал ясен истинный талант этой
юной девушки.
Дипломная работа Шепитько была снята в
1963 году по повести Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм назывался «Зной» и
снимался в Киргизии в порой нечеловеческих условиях, о чем говорит само
название картины. Эта лента принесла 24-летней Ларисе сразу две престижные
награды: премию международного кинофестиваля в Чехословакии и Первого
Всесоюзного кинофестиваля. Небывалый успех для вчерашней студентки.
Коньком не по годам твердой и
глубокомысленной Шепитько стали именно драматические картины. И тогда, и сейчас
понятно, что она снимала кино не для масс, как бы сейчас сказали, не для
широкого экрана. Это были именно фестивальные картины.
Второй фильм Шепитько вышел на экраны в
1966 году. Он назывался «Крылья» и рассказывал о судьбе военной летчицы Надежды
Петрухиной после окончания войны. Эта картина тоже имела большой успех у
зрителей и среди профессиональный ценителей кино. Исполнительница главной роли
Майя Булгакова была признана актрисой года. «Крылья» были представлены на суд
международных критиков в Париже, где фильм получил высокие профессиональные
оценки. Ещё больший успех имела в межнациональном киносообществе сама Лариса
Шепитько. В ней, наконец, увидели не просто красивую подающую надежды девушку,
а профессионала.
Порой высказывания режиссера были слишком
откровенны для её эпохи. Например, фильм «Родина электричества», снятый в 1967
году, цензура на экраны не пропустила. Картина увидела свет лишь 20 лет спустя,
уже после гибели Шепитько.
В 1969 Лариса впервые работала с цветной
пленкой и в новом для себя жанре. Она снимала новогоднюю музыкальную сказку «В
тринадцатом часу ночи». В съемках приняли участие ведущие артисты: Георгий
Вицин, Анатолий Папанов, Зиновий Гердт и многие другие.
Подлинная народная любовь и популярность
пришла к режиссеру после выхода на экраны фильма «Ты и я» – картины, сюжет
которой понятен каждому, но не лишен присущего для Шепитько глубокого смысла.
За эту работу она получила медаль Венецианского международного кинофестиваля.
Закрепил успех и триумф женщины-режиссера
культовый фильм «Восхождение», работа над которым продолжалась не один год.
Критики и заслуженные мэтры кино очень высоко отзывались об очередном шедевре
Шепитько. «Восхождение» взял сразу три престижнейших награды: Гран-при Международного
Берлинского кинофестиваля; Всесоюзного кинофестиваля в Риге; Международной
федерации кинопрессы. Лариса Ефимовна была приглашена в жюри берлинского
кинофестиваля и получила звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Со своим будущим мужем Элемом Климовым
Лариса познакомилась, будучи студенткой ВГИКа. Элем тоже успешно стартовал в
режиссерской карьере. Его дипломным проектом стал культовый комедийный фильм
«Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Это была очень эффектная
пара: красивые, молодые талантливые, способные часами и сутками говорить об
общей страсти – кино. Супругов роднило очень многое.
Однажды
Лариса Шепитько заменяла Элема Климова на съёмках его фильма «Агония».
Актёр Алексей Васильевич Петренко, вспоминая свою работу в этой
картине, сказал в интервью «Москвичке»: «Несколько сцен в «Агонии» снимала Лариса, и я её очень
боялся. От неё исходила невероятная сила, нечеловеческая сила,
а поскольку я играл провидца Распутина и должен был быть самым
мощным по энергетике, то с Ларисой я потерял всю свою мощь.
По энергетике она была сильнее всей съёмочной группы».
В 1973 году в семье режиссёров появился
сын Антон. Ему было всего 6 лет, когда Лариса Шепитько умерла. После гибели
любимой супруги Элем Германович больше не был женат.
Лариса Шепитько погибла 2 июля 1979 года на 42-ом году жизни. Жизнь талантливого режиссера и сценариста унесла случайная и глупая авария на шоссе. Незадолго до смерти Шепитько приступила к работе над картиной «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Сюжет повествует о деревне, которая должна быть расселена и затоплена по случаю строительства ГЭС. Поэтому съемки нового фильма решено было проводить на озере Селигер. Киноэкспедиция к месту съемочного процесса была запланирована заранее. Небольшая съемочная группа выехала ранним утром на служебном автомобиле «Волга». Дорога была безлюдна, все пассажиры спали. Шофер тоже заснул. На огромной скорости Волга врезалась в неожиданно появившийся на дороге грузовик. Все члены съемочной группы, включая саму Ларису Шепитько, погибли на месте.
Трагедия была внезапной для всех, кроме,
пожалуй, самой Шепитько. Знакомые говорили, что свой уход женщина
предчувствовала. Она вообще глубоко верила в существование знаков, судьбы, в
мистическую природу жизни и провидение.
Лариса была комсомолкой, но при этом
была верующей и не скрывала этого. В те времена это было
не только странно, но и небезопасно. Она верила в загробную жизнь,
в переселение душ и была уверена, что однажды уже жила в другом
воплощении. Климов вспоминал странный случай, происшедший с ними
в Чехословакии. Они посетили какой-то старинный замок. Войдя
в главный зал, Лариса вдруг сказала: «Я уже была здесь». Указала
на стол: «Здесь играли в покер». Отвернули скатерть — а под
ней зелёное сукно. Прошли в фамильную галерею, а там, на стене,
висит портрет Ларисы в старинном платье.
«Эта
художница, никогда не видевшая маму в жизни, представляла её себе именно
в образе аристократки XVIII или XIX столетия, — рассказывает сын
Ларисы Шепитько Антон Климов, — Помимо
портрета, мама обнаружила странную связь с этим местом. Оказавшись
в этом замке впервые, она мгновенно узнавала все предметы, всю мебель,
расположение комнат, предваряя рассказ экскурсовода и видя то, чего
не было видно снаружи».
После этого происшествия Лариса
изменилась. Её стали посещать мысли о скорой смерти. Говорят,
незадолго гибели во время поездки в Болгарию Лариса посетила известную
провидицу Вангу. Та предсказала ей смерть в автокатастрофе в самое ближайшее
время.
Смерть режиссера стала большим ударом для
её родных, коллег, да и для всего советского киноискусства в целом.
Начатый проект «Матёра» закончил за неё
супруг Элем Климов. Он посвятил картину жене и изменил рабочее название на
«Прощание».
Лариса Шепитько похоронена на Кунцевском
кладбище, считающимся одним из самых старых в Москве. На её могиле установлен
памятник из гранита: молодая красивая и сильная женщина во весь рост. Именно
такой Лариса была на протяжении всей своей недолгой, но очень богатой жизни.
Источники:
Авария, унесшая жизнь Ларисы Шепитько //
Вечная память [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://aeternamemoria.ru/acter/larisa-shepitko/
Гагай, Ксения. Лариса Шепитько: История восхождения и прощания / К. Гагай. – Аргументы и факты. Федеральный АиФ [Электронный ресурс]. - https://aif.ru/culture/person/larisa_shepitko_istoriya_voshozhdeniya_i_proschaniya
Комментариев нет:
Отправить комментарий