понедельник, 30 января 2023 г.

Искромётный юмор Леонида Гайдая

30 января 1923 года (100 лет назад) родился советский кинорежиссёр Леонид Иович Гайдай.

Родился Леонид Гайдай в городе Свободный Амурской губернии РСФСР (ныне Амурская область). Его отец, Иов Гайдай, оказался в этом далеком регионе не по своей воле – он был сослан сюда за ведение революционной деятельности. Когда закончился срок ссылки, Гайдай-старший решил остаться в Свободном и устроился рабочим на железную дорогу. Вскоре к нему переехала невеста Мария и молодые люди поженились. В браке родилось трое детей: сын Саша, дочь Августа и младший ребенок Леня.

Почти сразу после рождения Леонида семья переехала сначала в Читу, после Читы в Иркутск, где Леонид пошёл в школу.

Мальчик был прилежным учеником, обожал читать книги. Правда, дисциплина будущего режиссера хромала: он часто попадал в эпицентр драк со сверстниками и любил задирать девчонок.

В школьные годы Леня был членом кружка художественной самодеятельности при местном ДК. Вместе с коллективом в качестве балалаечника он объездил всю Восточную Сибирь. Гайдай увлекался творчеством Владимира Маяковского и Михаила Зощенко, а с их произведениями даже успешно выступал на литературных конкурсах.

К началу Великой Отечественной войны будущий кинематографист был уже выпускником школы. Как вспоминал сам мэтр, известие о нападении фашистов он и его ровесники приняли с воодушевлением – все мальчишки рвались на фронт, чтобы уничтожать врага. Однако, на тот момент Гайдай и его друзья еще немного не дотягивали до призывного возраста.

Какое-то время работал рабочим сцены в Иркутском драматическом театре. Ему можно было бесплатно посещать спектакли, чем он постоянно пользовался. Вследствие чего знал почти все спектакли наизусть.

Был призван на фронт в 1942 г. Случай распределения отражается в его фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Когда военком распределял добровольцев в горячие точки: «В артиллерию… Во флот…» Леонид вышагивал вперед с выкриком «Я», на что офицер и сказал знаменитую фразу: «Подождите! Дайте весь список огласить!» В результате Гайдай попал в Монголию. Его главной задачей был уход за армейскими лошадьми: он кормил их, объезжал, готовил на фронт. Потом парень окончил полковое училище, после чего был переведен в Московскую область сражаться на Калининском фронте.

В декабре 1942 года Леонид участвовал в военной операции под Великими Луками. Леониду удалось забросать гранатами огневой дот фашистов, уничтожить троих противников и взять несколько пленных. Уже в конце года молодого бойца удостоили награды «За боевые заслуги» и назначили командовать отделением. Военного руководство службой Гайдая было довольно – команды он отдавал четко, среди бойцов пользовался уважением. Но в 1943 году во время разведки он подорвался на мине, был демобилизован, и вернулся в Иркутск.

Вернувшись домой, будущий режиссер поступил в студию актерского мастерства при местном театре. Отучившись, молодой человек стал работать по профессии и играл роли на сцене Иркутского драмтеатра. Поначалу это были эпизодические персонажи, но вскоре начинающему актеру предложили сыграть в постановке «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева. В постановке Гайдаю досталась роль Ивана Земнухова – одного из ключевых персонажей. Спектакль долго обсуждался в местных газетах, а Леониду стали предлагать все больше интересных образов.

Через два года Гайдай отправляется в Москву, где поступает во ВГИК. У Гайдая была привычка – он любил подшучивать над однокурсниками и учителями. Не все понимали юмор, поэтому студента отчислили после первой же сессии. Однако, Леониду удалось восстановиться, и совсем скоро он попал на обучение к Григорию Александрову. В студенческие годы Гайдай знакомится со своей будущей женой Ниной Гребешковой, которая в последствии снимется в нескольких картинах режиссера.

Еще в студенческие годы Леонид Иович начал подрабатывать на киностудии: помогал режиссеру, выполнял различные поручения руководства. А в 1955-м в актерской биографии Гайдая произошло яркое событие: ему досталась одна из главных ролей в фильме «Ляна» режиссера Бориса Барнета.

На киностудию «Мосфильм» молодой человек попал благодаря именитому режиссеру Ивану Пырьеву. Там родилась его дебютная картина «Долгий путь», основой для сценария которой стали рассказы В. Г. Короленко. Фильм показали Михаилу Ромму, который очень заинтересовался талантом начинающего режиссера. В тот период Ромм добился разрешения открыть на территории «Мосфильма» свою студию, куда он и пригласил работать Гайдая. Было решено снимать комедию, и Леонид немедля приступил к творческому процессу. В 1958 году на экраны вышла комедийная лента «Жених с того света», главных персонажей в которой сыграли Георгий Вицин и Ростислав Плятт.

Картина высмеивала бюрократию, которой обросли советские номенклатурные работники. Это не понравилось «большим людям», которые распорядились подвергнуть ленту жесткой цензуре. В итоге из отснятых полутора часов осталось всего 47 минут, а остальные сцены были безжалостно вырезаны. Как позже вспоминал однокурсник Гайдая —  Иван Фролов, режиссер очень переживал случившееся и даже зарекался больше никогда не снимать комедии.

Иван Пырьев посоветовал Леониду Иовичу снять что-нибудь патриотическое. Так в 1960 году появилась картина «Трижды воскресший» — экранизация произведения «Пароход зовут Орленок» писателя Александра Галича. Это был настоящий кинематографический провал: зрители и критики приняли картину негативно, и Гайдай вполне мог лишиться профессии. Несмотря на хорошие отношения с директором «Мосфильма» Пырьевым, Леонида практически отстранили от съемок фильмов.

После такой серьезной неудачи режиссер на некоторое время покинул Москву и отправился к родителям в Сибирь. В Иркутске он отдыхал, общался с родственниками и много читал. Однажды, читая старый номер «Правды», Леонид Иович наткнулся на фельетон «Пес Барбос», написанный Степаном Олейником. Тут же пришла в голову мысль экранизировать это произведение, и Гайдай принялся писать сценарий. Тогда же родились Трус, Балбес и Бывалый, которых на экране представили Г. Вицин, Ю. Никулин и Е. Моргунов. Это была короткометражка – лента «Пес Барбос и необыкновенный кросс» длилась всего 10 минут.

Коротенькую ленту впервые продемонстрировали в 1961 году на Московском кинофестивале. Благодаря «Псу Барбосу» режиссер стал знаменитым не только в СССР, но и за рубежом: картина была переведена на несколько языков и удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля.

Успех воодушевил автора, и он решил снять продолжение фильма с теми же героями – «Самогонщики». Гайдай вновь был и режиссером, и сценаристом картины. Работа вошла в «Сборник комедийных фильмов», созданный на киностудии «Мосфильм».

Новым проектом режиссера стала картина «Деловые люди» — экранизация новелл О. Генри. Сюжет объединил три самостоятельных рассказа писателя: «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». В 1962 году фильм был признан одним из самых популярных: количество его просмотров перевалило за 20 миллионов зрителей.

«Деловые люди» вывели мастера на новый уровень популярности. Он решил снять комедийный фильм со злободневным сюжетом, героями которого станут обычные советские люди. Подходящий сценарий режиссер отыскал у авторов Костюковского и Слободского, которые назвали свое произведение «Несерьезные истории». Вместе со сценаристами Гайдай переделал сюжет, добавив третий рассказ, в котором вновь появились персонажи его короткометражных фильмов Трус, Балбес и Бывалый. Съемки продолжались девять месяцев, и за это время неоднократно менялся как сценарий, так и имя главного героя. Изначально интеллигентный студент был Владиком, но в экранной версии зрители увидели уже Шурика.

Режиссер решил дать актерам карт-бланш: были разрешены импровизации, собственные шутки. Заучивать роли слово в слово Гайдай не требовал. Фильм, появившийся на экранах страны летом 1965 года, обрел название «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В первый же год проката картину посмотрели порядка семидесяти миллионов зрителей, она была удостоена «Серебряного дракона Вавеля» на международном фестивале кино в Кракове.

Леонид Иович так увлекся приключениями Шурика, что решил не останавливаться и снять продолжение. В фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» зрители в последний раз увидели Труса, Балбеса и Бывалого. Как и в предыдущих работах, многие сцены этой картины появлялись спонтанно, по ходу творческого процесса. Он экспериментировал, по нескольку раз заставляя артистов переигрывать одни и те же эпизоды. По задумке автора, «Кавказская пленница» должна была стать зрелищным фильмом, наполненным динамикой и яркими трюками. К музыкальному сопровождению режиссер отнесся с особым вниманием: в итоге зрители получили не только захватывающий фильм, но и настоящие хиты того времени. В их число вошла знаменитый шлягер поэта Леонида Дербенева и композитора Арно  Бабаджаняна »Песенка о медведях», которую многие жители нашей страны знают наизусть.

Соавторами Гайдая по сценарию для «Бриллиантовой руки» вновь стали Слободской и Костюковский. Идею творческие люди почерпнули из журнала «За рубежом», где рассказывалось о реальной истории контрабандистов, перевозивших похищенные ценности в гипсовой повязке. Главная роль в картине досталась Юрию Никулину, а его коллегами по съемкам стали Андрей Миронов, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова и Анатолий Папанов. В прокат фильм поступил весной 1969-го, и вновь его ждал ошеломительный успех. Через год Юрия Никулина и Леонида Гайдая наградили Государственной премией РСФСР за вклад в создание популярной кинокомедии.

Впоследствии у Гайдая вышли фильмы «12 стульев», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», которые становятся всенародным достоянием, Гайдай получает Государственную премию РСФСР.

В 1980 годы режиссер продолжил снимать кино, а так же начал сотрудничать с журналом «Фитиль» и создавать для него сюжеты. Он создал экранизацию повести «За спичками» финского писателя-революционера Майю Лассила и снял комедию «Спортлото-82». Эти картины стали последними яркими работами автора.

Появившиеся позже киноленты «Частный детектив, или операция «Кооперация» и «Опасно для жизни!» особого успеха не обрели – зрители и кинокритики остались к ним равнодушными. Вспоминая о провалах картин, Нина Гребешкова писала, что муж всегда болезненно реагировал на это. Режиссер изучал афиши кинотеатров, пытаясь найти на них созданные им фильмы.

В конце 80-х за заслуги перед отечественным кинематографом Леонид Гайдай был удостоен звания народного артиста РСФСР.

В 90-х давно напоминавшие о себе проблемы с сердцем обострились, и здоровье Леонида Иовича резко ухудшилось. В тот сложный период «Мосфильм» почти не финансировал новые проекты, и режиссер был вынужден сидеть без работы.

Его последним проектом стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Начавшиеся до распада Союза съемки велись в России и Соединенных Штатах, а закончились они в 1993 году. В год премьеры Гайдая госпитализировали в столичную клинику, где 19 ноября он скончался. Как известно из официального заключения, причиной стала тромбоэмболия лёгочной артерии. Знаменитый режиссер похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий