17 января 1863 года (160 лет назад) родился театральный режиссер, актер, педагог и реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский.
Константин Станиславский - создатель знаменитой актерской системы. Первый Народный артист СССР, один из основателей Московского общества искусства и Московского Художественного театра.
Константин Алексеев (именно такое имя будущий гений получил при рождении) родился 17 января 1863 года в городе Москва. Станиславский — псевдоним, который отец-основатель МХАТа Константин Алексеев взял себе в 1885 году в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией. Отец мальчика являлся богатым промышленником Алексеевым, который состоял в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми.
В семье, помимо Константина находилось еще девять детей. Родители много времени уделяли воспитанию и образованию. С детьми занимались приходящие педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности.
Станиславский учился плохо, не любил точные науки, но и в гуманитарных не блистал. До конца жизни мог писать «мущина» вместо «мужчина», был рассеян и невнимателен. Он был в состоянии собраться и фанатично заниматься самообразованием лишь тогда, когда тема его увлекала.
Вся семья Алексеевых была увлечена театром. В имении в Любимовке даже построили флигель с настоящей сценой и зрительским залом, куда приглашали знакомых на представления. Среди знати тех времен это было распространенное развлечение — домашний театр, разве что отдельное здание не каждый мог себе позволить. К подростковому возрасту застенчивость Коcти исчезла или была тщательно замаскирована, потому что он с удовольствием принимал участие в постановках как дома, так и в других любительских театрах. Сцена прочно завладела умом молодого человека.
Талант Кости достался ему от бабушки, которая оказалась известной парижской актрисой. Впервые парень выступил на домашней сцене, позже готовился к карьере оперного певца.
Закончив Лазаревский институт, Константин Алексеев начал службу на отцовской фабрике, заняв должность директора. Днем занимался делами, причем уделял немало внимания технической стороне вопроса: ездил за границу, изучал возможности развития производства и внедрял прогрессивные технологии на семейном предприятии, но мыслей о театре не оставил.
Дебют Станиславского перед настоящей публикой в театре Корша, по его словам, ознаменовался провалом, и он думал над тем, как бы ему уйти незамеченным. В этот неудачный момент к нему подошел Антон Павлович Чехов и сказал: «Вы же, говорят, чудесно играете мою пьесу „Медведь“. Послушайте, сыграйте же. Я приду смотреть, а потом напишу рецензию. И авторские получу. 1 рубль 25 копеек». Станиславский воспринял эти слова как издевательство, но спустя годы осознал, что Чехов просто хотел его ободрить в свойственной ему манере.
К 1896 году Константин Сергеевич уже получил должное признание и в качестве актера, и в качестве режиссера. Его называют одним из лучших в своем деле в России. Но Станиславскому этого было недостаточно. Он мечтал создать новый театр для самой широкой публики и искал соратников. В то же время режиссер Владимир Немирович-Данченко стремился познакомиться со Станиславским. Летом 1897 года театральные деятели встретились в ресторане «Славянский базар», где проговорили 18 часов кряду.
В 1886 году Константина Алексеева избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. Его сотоварищами по дирекции консерватории являлись Петр Чайковский, Сергей Танеев, Сергей Третьяков. Вместе с певцом и педагогом Федором Комиссаржевским и художником Федором Сологубом Алексеев разрабатывает проект Московского Общества Искусства и Литературы, вложив в него личные финансовые средства. В это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял для сцены фамилию Станиславский.
За десять лет деятельности общества Станиславский создал немало ярких персонажей, участвуя в спектаклях «Горькая судьбина», «Самоуправцы», «Бесприданница», «Плоды просвещения». Его актерский талант признала публика и видные критики. С 1891 года работа Станиславского в Московском обществе искусства и литературы уже заключалась не только в личном участии в постановках, но и в руководстве режиссурой.
Совместно с Немировичем-Данченко в 1898 основал Московский Художественный театр и возглавлял его до конца жизни.
Придя к соглашению о создании театра, опубликовав его программу, Станиславский и Немирович-Данченко обратились в Московскую городскую думу в надежде, что власти и самоуправление окажут материальную помощь их делу. Однако к их «наивным устремлениям» остались холодны, и поддержки не последовало. Пришлось объезжать влиятельных людей. Но благотворительность — дело ненадёжное. В начале третьего по счёту сезона Савва Тимофеевич Морозов сделался для Художественного театра не просто меценатом и другом, а занял должность «директор хозяйственной части». Станиславский отнёсся к этому восторженно, Немирович – с угрюмым недоверием, которое впоследствии перешло в открытую вражду.
Успех к театру пришел после знакомства его основателей с Антоном Чеховым. «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» являлись лучшими спектаклями театра.
В первые годы существования МХТ Константин Сергеевич приступает к работе над созданием своей пресловутой «системы», когда, будучи на вершине театральной карьеры, он вновь начинает испытывать неловкость перед публикой, как в детстве. Актерская игра превратилась в механическое действие, и он искал способы превратить ее в искусство. Станиславский начал формировать правила «актерского туалета», которые были призваны настроить актера на творческий лад. Позднее они будут собраны под обложкой книги «Работа актера над собой». При этом он до жути боялся того, что его учение будут воспринимать как непреложную истину. Константин Сергеевич призывал никогда не останавливаться в поисках совершенства.
В системе Станиславского важная роль отводится эмоциональной памяти актера. Работая над ролью, он должен исследовать свое внутреннее «я», найти нужное переживание и испытать его вновь на сцене. Если подходящих воспоминаний нет, артисту следует обратиться к фантазии и представить мироощущение своего персонажа, понять логику его действий и одобрить все сказанные им фразы. Только так можно пережить чувства героя на сцене, что сделает игру неповторимой. Действуя таким образом, приверженцы системы Станиславского идут на неординарные поступки, например проводят долгое время в тюремных условиях для роли заключенного или голодают, чтобы показать страдания своего героя в тяжелые исторические периоды.
Константин Сергеевич основал в 1912 году при Московском Художественном Театре первую Студию, чтобы проверить и отработать свою систему в работе с молодежью. Также Станиславский являлся автором книги «Моя жизнь в искусстве», которая не теряет своей актуальности у актеров и сегодня.
В связи с революциями начала прошлого века театр несет убытки, и Станиславский принимает решение вывезти труппу на гастроли в Европу. Западная публика приходит в полный восторг от постановок, чему Константин Сергеевич несказанно удивляется. Он пишет родным, что никогда еще не читал таких рецензий на свои спектакли. Почти все они заканчивались словами: «Как опередили русские нас в искусстве!» Драматург Герхарт Гауптман восхищенно высказывается об одном из спектаклей: «Там играют не люди, а боги!»
Без Константина Сергеевича и Голливуд был бы другим, ведь он оказал опосредованное влияние на становление множества легендарных актеров. Опираясь на систему Станиславского, режиссер Ли Страсберг основал школу актерского мастерства, через которую прошли Мэрилин Монро, Марлон Брандо, Пол Ньюман, Роберт де Ниро и другие. Культовый актер Аль Пачино, сыгравший в фильмах «Крестный отец», «Лицо со шрамом», «Запах женщины», говорит: «Я не из Голливуда. Я из Станиславского». Из звезд помоложе ярким приверженцем системы является Майкл Фассбендер.
Февральская революция, которая провела черту между двумя эпохами, отразилась и на Константине Станиславском. От былого семейного состояния не осталось и следа, доход поступал только от театральной деятельности, но и его мэтр боялся лишиться. Вместе с супругой его выселили из квартиры в 1921 году, а в их новое скромное пристанище по ночам беспардонно наведывались проверяющие. Благородное происхождение стало клеймом.
Первой постановкой МХАТа после Октябрьской социалистической революции стал «Каин» Джорджа Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Качаловым, выехавшая в 1919 году в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова режиссёр назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа в его 1-ю студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправился в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (но не в полном составе) качаловской труппы.
В 1920-х годах остро встал вопрос смены театральных поколений; 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры. Станиславский болезненно переживал «измену» учеников, дав студиям МХАТа имена шекспировских дочерей из «Короля Лира»: Гонерилья и Регана — 1-я и 3-я студии, Корделия — 2-я. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников 2-й студии.
Деятельность Константина Станиславского в 1920—30-е годы определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. Постановка «Горячего сердца» Островского (1926) стала ответом тем критикам, которые уверяли, будто «Художественный театр — мёртв». Стремительная лёгкость темпа, живописная праздничность отличала «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927) (декорации Александра Головина).
После прихода в труппу МХАТ молодёжи из 2-й студии и из школы 3-й студии Станиславский вёл с ними занятия, выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссёрами. В числе этих работ, далеко не всегда им подписанных, — «Битва жизни» по Чарльзу Диккенсу (1924), «Дни Турбиных» Михаила Булгакова (1926), «Сёстры Жерар» Владимира Масса по мотивам мелодрамы Адольфа Д’Эннери и Эжена Кормона «Две сиротки», «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова (1927), «Растратчики» Валентина Катаева и «Унтиловск» Леонида Леонова (1928).
Деятельность Станиславского оказала огромное влияние и на мировую, и на отечественную режиссерскую и актерскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. Народный артист СССР Станиславский был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Умер Константин Сергеевич Станиславский в Москве 7 августа 1938 года от сердечной недостаточности. Похоронен 9 августа на Новодевичьем кладбище столицы.
С 1994 года в России существует премия имени Станиславского для театральных деятелей, а с 2001 года в рамках Московского международного кинофестиваля актерам кино вручается приз «Верю. Константин Станиславский». В разные годы им были удостоены Джек Николсон, Фанни Ардан, Хелен Миррен, Катрин Денев, Микеле Плачидо. Последний заявил, что награда имени Станиславского ценнее, чем «Оскар». В 2019 году приз получил Рэйф Файнс. Актер прославился благодаря фильмам «Английский пациент», «Список Шиндлера», «Грозовой перевал» и «Гарри Поттер». Присутствующие заметили, что, получая награду, Рэйф Файнс выглядел растроганным и едва сдерживал слезы. Ранее он признавался, что работы Станиславского занимают важное место в его жизни, а значит, этот момент стал знаковым для актера.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий