понедельник, 3 октября 2022 г.

Дореволюционный метод антиалкогольного воспитания младших школьников

 

Сегодня отмечается Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом. Дата эта не относится к числу официальных, так как не имеет подобного статуса и не была учреждена ни одной из международных организаций. Тем не менее, медики и социальные работники по всему миру бьют тревогу и призывают человечество обратить внимание на проблему алкоголизации и её последствия.

Особую настороженность вызывает распространение употребления алкогольных напитков в среде молодёжи и подростков. Нередко правоохранительные органы, органы социальной защиты и медицинские учреждения сталкиваются со случаями алкогольного отравления среди старших школьников.

Может показаться, что проблема молодёжного и детского алкоголизма особенно остра сегодня, но это не так. Борьбу с этим видом алкоголизма вели ещё до революции. Представляем вашему вниманию необычный задачник, рекомендованный для школ низшего звена всех ведомств, который вышел в свет в 1914-м году. Его составителями стали учитель М. М. Беляев и врач С. М. Беляев.

Сборник задач антиалкогольного содержания / сост. : М. М. Беляев, С. М. Беляев ; Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом. – Москва, 1914. – 47 с.

Из предисловия сборника задач:

О ПРЕПОДАВАНИИ АЛКОГОЛЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ АРИФМЕТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Значение рационально поставленного противоалкогольного просвещения в школе вряд ли может быть кем-либо серьёзно оспорено. Если, с одной стороны, его одного совершенно не достаточно для искоренения народного пьянства, то не менее несомненно и то, что оно должно создать ту почву, на которой только и возможна пропаганда трезвенных идей. Убедить во вреде алкоголизма безмерно легче, того, кто знаком с влиянием алкоголя на преступность, вырождение и т. д., нежели воспитанного на пословицах: «пей, да дело разумей», «пьян, да умён – два угодья в нём» и тому подобных перлах народной мудрости.

Поэтому совершенно естественно, что многие противоалкогольные общества среди других своих лозунгов имеют и такой девиз: алкоголеведение должно быть одним из предметов школьного обучения. И с чувством значительного удовлетворения должно признать, что если мы не имеем ещё возможности в ближайшем будущем рассчитывать на воплощение в жизнь этого девиза полностью, то всё-же в этом отношении достигнуто очень многое: и через Госуд. Думу, и через Гос. Совет прошел уже законопроект (о борьбе с пьянством), в котором выражается пожелание о необходимости сообщать учащимся низшей и средней школы «сведения о вреде употребления спиртных напитков». В силу этого подлежащие ведомства – по утверждении закона Государём Императором – имеют издать соответствующие распоряжения по всем учебным заведениям России. И насколько можно судить по тем сообщениям, которые проникли в печать, в средней школе начатки алкоголеведения будут преподаваться в связи с уроками гигиены, в низшей же школе, где уроков гигиены нет, противоалкогольное обучение по необходимости должно будет быть закреплено в преподавании отдельных предметов школьного обучения, на подобие того, что имеется во многих странах Западной Европы. 

Говорят, правильно поставленный вопрос уже содержит в себе ответ. Глядя на задачи из дореволюционного сборника для низшей школы, хочется подложить его современным взрослым людям и посмотреть на их реакцию.

Примеры задач антиалкогольной направленности из сборника

№ 4. Каждый год у нас замерзает (средним числом) 1230 человек, а умирает от опоя водкой на 3448 чел. больше. Сколько человек каждый год умирает от опоя?

№ 8. Наше Отечество потратило в 1910 г. на свою защиту от неприятеля 598 миллионов рублей, на внутренний порядок – 160 миллионов, на помощь земледелию – 86 миллионов, на народное образование – 80 миллионов, на суд – 76 миллионов. А пропито населением в том же году на 78 миллионов рублей больше всей суммы перечисленных расходов. Сколько пропито?

№ 19. Из 2229 алкоголиков, лечившихся в Петербурге от пьянства, только 597 стали пить водку под влиянием горя, семейных неприятностей и душевных потрясений, а все остальные были соблазнены на пьянство своими товарищами. Скольких соблазнили товарищи?

№ 31. В одну больницу обратилось 1115 чел. с ушибами, ранами и др. телесными повреждениями. Из них на работе получили повреждения 82 чел., а в питейных заведениях - в 9 раз больше. Сколько человек было изувечено по пьяному делу?

№ 40. В 1912 г. в России выпито 96.500.000 вёдер водки. Сколько всего пропито русским народом на водке, если 1 ведро ея стоит 8 руб. 40 коп.

№ 46. В 1910 году в России осуждено за разные преступления 88.478 человек, причём половина из них сделались преступниками из за собственного пьянства. Узнайте число этих несчастных, которых погубила водка в одном лишь 1910 году?

№ 60. В прошлом (1913) году население России выпило (приблизительно) 2.000.100.000 бутылок водки. 13.334 бутылки, установленные вряд одна за другою, занимают расстояние в 1 версту. Сколько вёрст займут все выпитые бутылки, если их уставить таким же образом? Во сколько раз это расстояние будет больше земного экватора, длина которого равняется 37.500 верстам?

№ 64. В 10 семьях, отцы которых были пьяницы, было 57 детей. Из них умерло в малом возрасте 12, глухонемых было 2, дурачков (идиотов) – 8, уродов и карликов – 8, припадочных – 13, с другими болезнями – 5. Сколько было здоровых?

№ 73. В 1913 г. в России выпито 2.000.000.000 бутылок водки. Если их раздать по 4 бутылки каждому из жителей Европы, то останется еще нерозданными 314.304.000 бутылок. Чему равно население Европы?

№ 96. Рабочий получил в субботу от хозяина заработок за 6 дней по расчету 1 р. 25 к., да сверхурочные работы за 8 часов по 50 коп. за час. По дороге домой, где его ждали жена и двое детей, товарищи уговорили его зайти в пивную выпить бутылку пива. В пивной они втроем выпили дюжину пива по 12 к. за бутылку и выкурили 50 шт. папирос по 6 к. десяток, да дали половому на чай 15 к. Опьяневши, пошли в трактир, где выпили водки, пива, заплативши все вместе 4 р. 35 к. Спьяну рабочий стал играть на бильярде и проиграл 3 р. 40 к. Проигрыша платить не хотел, наскандальничал, в драке разбил зеркало, за что пришлось заплатить ещё 5 р. По дороге пьяный упал и не заметил, как из кармана выкатился серебряный рубль и потерялся. Сколько денег из заработка принёс пьяница-рабочий своей семье?

№ 102. Хозяину, справлявшему новоселье, гости принесли в подарок 1 бутылку коньяку и 2 бутылки сладкаго вина. Зная, что яда алкоголя в коньяке 9/15, а в сладком вине 6/40, определите сколько яду подарили хозяину гости?

Сложно сказать, достигли ли деятели по борьбе со школьным алкоголизмом каких-либо ощутимых результатов в своей борьбе с пьянством. Но, на наш взгляд, если в течение нескольких лет их обучали по подобному «задачнику», как минимум, дети должны были задуматься над вопросом: «Пить или не пить?»

Как нам кажется, подобный задачник можно использовать и в наши дни, но при работе со взрослым пьющим населением, ибо ужас от каждой полученной в ответе цифре, может оценить лишь оно.

С полным вариантом задачника можно ознакомиться, и даже скачать его по следующей ссылке - https://clck.ru/32DsUa

Комментариев нет:

Отправить комментарий