суббота, 22 февраля 2025 г.

Русский живописец Федор Васильев


22 февраля исполняется 175 лет со дня рождения русского живописца Фёдора Александровича Васильева (1850–1873).

Федор Александрович Васильев родился (10) 22 февраля 1850 года в городе Гатчина, в семье почтового работника. С раннего детства Федор проявлял способности и интерес к рисованию.

Семья жила довольно скромно, единственным доходом было жалованье главы семейства. Когда Федя стал помогать ему с рассылкой прессы, ситуация улучшилась, но не на много. Поначалу юноша выполнял мелкие поручения вроде доставки почты, затем его приняли в помощники писца.

В свободное от работы время будущий художник занимался рисованием, больше всего ему нравились пейзажи. Заниматься живописью профессионально стало для молодого человека заветной мечтой, однако отец выступал против этой идеи. Он считал, что искусство не будет приносить семье стабильный доход. Когда не стало отца, ответственность за семью легла на плечи молодого Васильева. Ему приходилось много работать, ведь дома его ждали мать, старшая сестра и двое младших братьев. Юноша брался за любые подработки, но и занятия живописью не бросал. Федор устроился в реставрационную мастерскую Петра Соколова, а позже отучился в школе при Обществе поощрения художников.

Небольшой отрезок биографии пейзажиста связан с деревней Константиновка, что рядом с Петербургом. Сюда Федор пригласил Ивана Шишкина – рисовать с натуры местные красоты. За несколько месяцев жизни в глубинке Васильев создал ряд полотен: «Деревня», «Возвращение стада», «Перед дождем» и «После грозы». В деревне в личной жизни Шишкина произошли изменения: познакомившись поближе с сестрой Федора он влюбился и вскоре сделал ей предложение.

Работа «Возвращение стада» принесла автору первую ощутимую награду – премию Общества поощрения художников в размере 400 рублей. Долго не думая, эту сумму Федор потратил на шикарный пиджак, кожаные перчатки и модный цилиндр. Федор вошел в круг известных столичных живописцев и стал завсегдатаем светских мероприятий, где собирался весь цвет петербургской интеллигенции.

В 1870 году совместно с живописцами Репиным и Макаровым он совершает круиз по Волге и создает полотна «Оттепель», «Вид на Волге» и «Зимний пейзаж», которые сразу сделали его знаменитым.

В этом же году художника настигло несчастье – он серьёзно заболел туберкулёзом и по приглашению графа Строганова безуспешно пытался излечиться в его имениях. Общество поощрения художеств выписало ему деньги для поездки на Крымский полуостров. Перед этим его зачисляют вольноопределяющимся слушателем Академии художеств, он становится художником первой степени при условии сдачи научного экзамена.

В Крыму Васильев провел последние два года своей жизни. Находясь в Крыму, мастер скучал по российским пейзажам. Он почти не рисовал с натуры, в основном занимался доработкой начатых на родине полотен. Общество поощрения художников всячески поддерживало Васильева, ежемесячно присылало средства на жизнь. Сумма была скромной, поэтому Федор Александрович стал писать картины на заказ. По просьбе князя Владимира Александровича он создал полотно «Вид из Эриклика» и несколько этюдов дворца в Ливадии. Несколько будущих работ заранее оплатил Павел Третьяков.

Со временем живописец полюбил крымские пейзажи. В 1872-м он завершил серию работ, посвященных полуострову. Помимо многочисленных зарисовок сюда вошли шедевры «Горы и море», «Прибой в Ялте» и «В Крыму. После дождя».

Тогда же художник написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872). Он много и напряженно трудился, порой в ущерб лечению. Все это пагубно сказалось на состоянии здоровья Васильева и привело к трагическому концу.

Работы русского художника-пейзажиста Федора Васильева вызывали восторг у Ивана Шишкина, Ивана Крамского и многих других именитых живописцев. Работы пейзажиста неоднократно премировались Обществом поощрения художников и становились предметом подражания для целой плеяды мастеров.

Живописец скончался 6 октября 1873 года в 23-летнем возрасте. Последним пристанищем талантливого мастера стало Поликуровское кладбище в Ялте. Через несколько недель после смерти Васильева коллеги-художники провели выставку-аукцион с его работами. Собранные средства организаторы использовали для возмещения долгов Обществу поощрения художников и галеристу Третьякову, предоплаченные картины которого так и не были завершены.

Большинство картин было выкуплено еще до официального открытия экспозиции. Часть работ приобрела в свою коллекцию государыня Мария Александровна, а часть – Академия художеств.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий