8 февраля исполняется 80 лет со дня побега (1945) М. П. Девятаева из фашистского плена.
8
февраля 1945 года группа из десяти советских военнопленных во главе с Михаилом
Девятаевым на захваченном немецком самолете-бомбардировщике Heinkel He 111
совершила беспрецедентный побег из немецкого концентрационного лагеря при
полигоне Пенемюнде с острова Узедом, на котором проводились испытания ракет «Фау-1»
и «Фау-2».
До
начала Великой Отечественной войны (1941-1945) Михаил Девятаев окончил в Казани
речной техникум и получил специальность судоводителя. Параллельно завершил
учебу в казанском аэроклубе, а еще через два года (в 1940 году) получил диплом
Оренбургского авиационного училища военных летчиков.
С первого дня войны
молодой пилот истребителя участвовал в боевых действиях, был командиром звена
истребительского авиаполка, совершил 180 боевых вылетов, лично сбил девять и в
групповом бою 16 вражеских самолетов. В воздушном бою над Львовом 13 июля 1944
года истребитель Михаила Девятаева был сбит. Летчик выбросился из объятой
пламенем машины с парашютом.
С тяжелыми ожогами он был захвачен в плен. После
нескольких безрезультативных допросов Девятаева отправили в Лодзинский лагерь
для военнопленных. Позже он был переведен в лагерь Новый Кенигсберг, из
которого после неудачной попытки сделать подкоп для побега был отправлен с
группой смертников в лагерь смерти Заксенхаузен (под Берлином, Германия). От
верной гибели Девятаева спас парикмахер из числа заключенных, заменивший его
бирку смертника на бирку штрафника – убитого охранниками учителя Григория
Никитенко. Под этим именем он и числился в лагерных архивах, а летчик Девятаев
значился там в списках казненных.
Позже
при помощи подпольщиков Девятаев был переведен из штрафного барака в обычный. В
конце октября 1944 года его в составе группы заключенных отправили в лагерь на
балтийский остров Узедом. На острове располагался научный ракетный центр
Третьего рейха Пенемюнде, являвшийся вторым по важности и секретности после
личного бункера Гитлера объектом. В его лабораториях и других помещениях для
научных исследований немецкие специалисты создавали и испытывали крылатую
ракету «Фау-1» и баллистическую ракету «Фау-2». Остров защищали система ПВО,
авиапарк самолетов, а также подразделение СС. Боевые самолеты располагались на
специальном аэродроме и строго охранялись.
В
систему полигона также входил концентрационный лагерь, узники которого
использовались немцами для выполнения черновой работы. Все военнопленные
передвигались по базе под надзором вооруженных конвоиров, а на ночь
препровождались в бараки, которые крепко запирались. Конвой располагался по
всей территории объекта.
На
остров Узедом свозили провинившихся и приговоренных к смерти людей из других
немецких лагерей. Работы на испытательном полигоне для всех без исключения
узников должны были закончиться смертью: даже обрывки и незначительные сведения
о немецких разработках могли раскрыть главный секрет уникальных ракетных
технологий, а значит, пребывание пленников на острове Узедом было рассчитано с
точностью до месяца.
Прибыв
на остров, Михаил Девятаев решил бежать из лагеря на самолете. Он понимал, что
другой попытки выбраться с острова, кроме как по воздуху, практически нет:
перебраться незамеченным через залив было невозможно. Побег готовился
длительное время, а кандидатуры группы тщательно выбирались. В нее попали
семеро пленных красноармейцев и трое – из числа угнанных немцами на работу.
Так
как с немецкой техникой Девятаев был знаком лишь в рамках теории – летать на
немецких истребителях и бомбардировщиках советскому летчику не доводилось,
поэтому во время работ на аэродроме он украдкой изучал кабины немецких
самолетов. С поврежденных машин, валявшихся вокруг аэродрома, снимались
таблички от приборов. В лагере их переводили и изучали.
От
старых заключенных Девятаев узнал об испытаниях на полигоне немецкого оружия, а
потом сам увидел испытательный полет нового реактивного самолета.
Первоначально
побег планировали осуществить ближе к марту 1945 года, для этого был выбран
самолет – бомбардировщик Heinkel He 111, достаточно вместительный для десяти
человек, но бежать пришлось раньше. В начале февраля 1945 года у Девятаева
произошел конфликт с одним из криминальных элементов в лагере. В результате
чего он получил от группы бандитов-заключенных «10 дней жизни» (лагерная
формула самосуда, самочинная расправа группы бандитов-заключенных). Данное
обстоятельство послужило дополнительной причиной к реализации задуманного.
Утром
8 февраля 1945 года будущие беглецы выменяли себе места в двух рабочих бригадах
по пять человек. Обычной задачей таких групп была уборка аэродрома. Подходить к
самолетам им было категорически запрещено. Но беглецы сообщили часовому, что им
дана задача отремонтировать земляной ров – капонир. Когда тот удалился, группа
по сигналу перешла к активным действиям. Выбрав момент, они убили конвоира.
Чтобы немцы ничего не заподозрили, один из них одел его одежду и стал
изображать конвоира. Таким образом удалось проникнуть на стоянку самолетов.
Когда немецкие техники отправились на обед, группа Девятаева захватила
бомбардировщик He-111H-22. Но сразу завести двигатели самолета им не удалось. У
бомбардировщика отсутствовал аккумулятор, который пришлось искать, опасаясь
быть обнаруженными. Чтобы немцы не увидели полосатую арестантскую одежду
Девятаева, ему пришлось раздеться.
После
того, как двигатели запустили, самолет стал выруливать на взлетно-посадочную
полосу, но взлететь с первого раза не получилось. Со второго захода удалось
определить причину проблемы: один из элементов механизации крыла был выставлен
в положение для посадки. Наощупь настроив управление, Девятаев направил самолет
на новый разгон. С помощью товарищей он все-таки смог вытянуть штурвал на себя,
и бомбардировщик, оторвавшись в конце полосы от земли, на малой высоте пошел
над морем. Девятаеву пришлось интуитивно разобраться с управлением, чтобы
самолет начал набирать высоту.
Опомнившись,
немцы послали в погоню истребитель. Он успел выпустить в сторону самолета с
заключенными несколько пулеметных очередей, но был вынужден приземлиться, так
как у него то ли кончилось топливо, то ли закончились боеприпасы.
Девятаев
летел, ориентируясь по солнцу. В районе линии фронта самолет обстреляли
советские зенитные орудия. Бомбардировщик был подбит, и Девятаев принял решение
сажать машину. Подломив стойки шасси и едва не развалившись на куски, самолет
совершил посадку на брюхо южнее населенного пункта Голлин в расположении
артиллерийской части 61-й армии.
Особисты не поверили, что заключенные
концлагеря могли угнать самолет. Беглецов подвергли жесткой проверке. Ситуацию
спас конструктор Сергей Королев, ознакомившись с «начинкой» и документацией
угнанного самолета. Оказалось, что бомбардировщик являлся личной машиной
немецкого офицера, ответственного за испытания в Пенемюнде. Самолет был
переоборудован под пункт управления. Он был снизу доверху напичкан
сверхсекретной аппаратурой для связи, управления и наблюдения за пусками ракет «Фау»,
а также целым набором измерительной аппаратуры, на основе которой советские
радиофизики и предприятия промышленности позднее не только раскрыли массу
секретов противника, но и создали собственные военные приборы. Кроме того,
Девятаев указал координаты ракетных установок с точностью до десятка метров,
что позволило их уничтожить тогда же, в феврале 1945 года.
После
проверок службами контрразведки Михаил Девятаев оказывал активное содействие в
работах по изучению того, что осталось от Пенемюнде после бомбовых ударов и
вторжения американских войск. Для консультаций относительно технических
особенностей полигона Девятаева пригласил Сергей Королев, прибывший на полигон
с заданием добыть максимально возможное количество готовых изделий и
технологий. Михаил Девятаев помог Королеву собрать необходимые узлы и детали
ракеты для ее скорейшего восстановления. Во многом благодаря консультациям
Девятаева был раскрыт секрет немецких крылатых ракет, особенностей их полета,
эксплуатации и других технических деталей, позволивших Советскому Союзу всего
через пару лет после подписания акта о капитуляции Германии начать практические
работы по созданию передового ракетного вооружения.
Михаилу
Девятаеву в 1957 году за вклад в советское ракетостроение присвоили звание
Героя Советского Союза. Большинство остальных участников побега вернулись на
фронт и погибли.
Михаил
Девятаев до своих последних дней жил в Казани. Пока позволяли силы, работал
капитаном речного флота, в том числе возглавлял экипажи самых первых
отечественных судов на подводных крыльях – «Ракета-001» и «Метеор-002». Умер в
2002 году, похоронен на аллее Героев Арского кладбища Казани.
Подготовила Найля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий