понедельник, 3 июня 2024 г.

«Шолоховская актриса» Эмма Цесарская

 

3 июня 1909 года (115 лет назад) родилась актриса Эмма Владимировна Цесарская – исполнительница роли Аксиньи Астаховой в первой экранизации «Тихого Дона», попадьи в фильме «Нахалёнок» и Дарьи в фильме «Когда казаки плачут».

Изначально она не вписывалась в советский кинематограф 20-х годов, акцентирующий внимание, по большей части, на авангардно-революционную составляющую. Но уже спустя десятилетие, ранее никому не известная Эмма Цесарская превратится в знаменитую киноактрису. Она обладала не только магнетическим обаянием и красотой, но и внутренней самодостаточностью. Популярность кинодивы СССР стала ошеломительной, после того как на роль Аксиньи в «Тихом Доне» была утверждена Эмма Цесарская. Биография, фильмография актрисы, возможно, сложились бы иначе, если бы не арестовали ее мужа… Однако она стойко выносила все удары судьбы и старалась преодолевать жизненные неурядицы. Каким же был творческий путь звезды советского кино? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Эмма Цесарская родилась на Украине, в городе Екатеринославле (Днепропетровск). Произошло это 3 июня 1909 года. С детских лет девочка хотела стать известной пианисткой. Но также у нее появился огромный интерес к «великому искусству». Эмма Цесарская, биография которой, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения, уже в шестнадцатилетнем возрасте решает отправиться в советскую столицу, чтобы учиться на актрису.

Родственники помогли ей с выбором учебного заведения, посоветовав киношколу Бориса Чайковского, руководитель которой хотя и не был именитым режиссером, но зато смог выучить таких корифеев советского кинематографа, как Николай Кутузов и Раиса Есипова. В 1928 году Эмма Цесарская становится выпускницей вышеуказанного заведения.

Незадолго до окончания киношколы девушку приглашают принять участие в киноленте «Бабы рязанские», режиссерами которой стали Иван Правов и Ольга Преображенская. Ей достается одна из главных ролей. Эмма Цесарская должна играть крестьянку, которая вынуждена противостоять домострою и пережиткам старого строя. Она блестяще справляется с поставленной актерской задачей. Затем последовала еще одна яркая работа Цесарской. В 1929 году режиссеры Дмитрий Познанский и Александр Штрижак-Штейнер утверждают Эмму Владимировну на роль большевички Прасковьи, потерявшей любимых мужчин в Первую мировую войну.

В конце 20-х годов Михаил Шолохов завершил работу над первыми двумя книгами «Тихого Дона».

Режиссеры Иван Правов и Ольга Преображенская, недолго думая, решили экранизировать этот роман. На роль Аксиньи была приглашена актриса Эмма Цесарская. Список фильмов советской кинодивы пополнился картиной «Тихий Дон». Ее ждал настоящий успех. Актриса сыграла образ темпераментной и обаятельной казачки. Зрители с удовольствием ходили в кино смотреть «Тихий Дон». Печатное издание «Дейли Уолкер» (США) написало заметку о Цесарской: «Тот, кто пожелает в ближайшие дни посмотреть экранизацию великого романа, сможет насладиться талантливой игрой перевоплощения этой красивой и колоритной актрисы, которой может гордиться вся страна».

Сам автор «Тихого Дона» был в восторге от высокой степени мастерства, которую демонстрировала Эмма Владимировна на съемочной площадке. Вместе с тем следует отметить, что фильм подвергся жесточайшей критике со стороны цензоров: режиссеры, которые сняли классику, были исключены из Ассоциации работников революционной кинематографии. Мотивировка была простой: «За обслуживание вкусов мелкобуржуазного зрителя».

Фильм длительное время пылился на полке, и только личное вмешательство Михаила Шолохова исправило ситуацию.

В январе 1930-го Шолохов писал Эмме Цесарской: «Что касается «Тихого Дона» и того, что я будто бы способствовал или радовался его запрещению, — чушь! До таких вершин «дипломатии» я еще не дошел. Разумеется, приеду, и, разумеется, буду делать все от меня зависящее и возможное, чтобы «Дон» пошел по экрану. Но знаешь ли, мне не верится во все эти слухи, по-моему, это очередная инсинуация московских сукиных сынов и дочерей. Ну, да черт с ними!» 

Зрители «Тихого Дона» уверены, что Цесарская — донская казачка, настолько она получилась на экране настоящей. Спустя годы художник Верейский именно с Цесарской будет писать Аксинью, делая иллюстрации к роману. 

Цесарская прославилась не только благодаря роли Аксиньи. Ее популярность умножили работы в кинолентах «Одна радость» (И. Правов, О. Преображенская, 1933), «Восстание рыбаков» (М. Доллер, Э. Пискатор, 1934). Советским зрителям понравился также образ вдовы Василисы, возглавившей «бабий бунт» в киноленте «Любовь и ненависть» (А. Гендельштейн, 1935). 

Поклонники кино аплодировали, когда слышали: «Эмма Цесарская». Фильмы с ее участием старались никогда не пропускать. К середине 30-х она имела все шансы называться актрисой № 1 в СССР. Даже иностранные кинопродюсеры восторгались талантом выпускницы киношколы Б. Чайковского, безоговорочно утвердив ее на образ Груши в «Братьях Карамазовых».

Они нисколько не сомневались, что только ее мастерство и талант может в полной мере отобразить сущность героини классического произведения. За работу в экранизации романа Федора Достоевского актриса Эмма Цесарская должна была получить солидный гонорар. Однако кинодива была вынуждена отказаться от этой работы из-за «давления сверху»…

Весной 1937 года произошло событие, которое кардинально изменило жизнь актрисы. «Чекисты» взяли под арест супруга Цесарской – Макса Станиславского. Его отправили в ссылку, и актриса ничего не знала о его судьбе. Только в конце 50-х Эмме Владимировне вручили документы, из которых она узнала, что ее мужа приговорили к смерти летом 37-го.

Цесарская вспоминали позже об этом времени: «После ареста мужа все наше имущество было конфисковано, квартиру предложили освободить, а мне с годовалым сыном дали направление в барак на окраине города, — вспоминала спустя годы Эмма Владимировна. — Я пошла туда вместе с тетей. Пройдя большое опытное поле за академией им. Тимирязева, мы увидели длинный мрачно-серый неутепленный барак в одну доску. Это ветхое сооружение лагерного типа было набито женами репрессированных ответственных работников. Узнав меня, они закричали, перебивая друг друга, что надо идти к Калинину и даже броситься перед ним на колени... 

Но мне комендант барака вернул паспорт: видимо, было указание меня пока не трогать. Обратно домой тетка вела меня под руку, и я каждую минуту оборачивалась, опасаясь преследования... Многие ночи подряд я проводила у окна, ожидая ареста. Вскоре мать и брат забрали меня с сыном в квартиру в Средне-Кисловском переулке. Из кино я была фактически изгнана. Мне даже не позволили завершить работу... в фильме «Дочь Родины», хотя я снялась почти во всех сценах. Взяли другую актрису».

Справиться с жизненными трудностями актрисе помог Михаил Шолохов. Только заступничество автора «Тихого Дона» спасло Эмму Владимировну: ей вернули жилье и дали возможность продолжить кинокарьеру. В 1939 году на советские экраны выходит фильм «Девушка с характером», снятый режиссером Константином Юдиным. В нем Цесарская сыграла жену командира. Перед съемками режиссер робко поинтересовался: «Эмма, вы готовы к съемкам?» И ответ был положительным. В довоенных фильмах Цесарской чаще всего доверяли образы жизнерадостных и волевых героинь, но играть их актрисе было нелегко. Это признавала сама Эмма Владимировна. «Я старалась много трудиться, чтобы оттачивать свой актерский талант, но для меня было не менее важным суметь вырастить и воспитать сына», - заявляла она.

Еще в 1944 году Эмма Владимировна вошла в состав труппы Театра-студии киноактёра. В этом храме Мельпомены она прослужила до 1963 года. После войны она реже выходила на съемочную площадку, получая от режиссеров предложения сыграть роли второго плана.

В 50-е годы зрителю Цесарская запомнилась по фильму А. Роу «Майская ночь, или Утопленница», в котором ей досталась роль свояченицы. Однако желание повторно сыграть Аксинью в постановке Сергея Герасимова осталось нереализованным: к сожалению, возраст брал свое, и режиссер сделал выбор в пользу Э. Быстрицкой.

В 60-е Цесарская блеснула в таких картинах, как: «Нахалёнок» (Е. Карелов, образ попадьи), «Високосный год» (А. Эфрос), «Спящий Лев» (А. Файнциммер). Знаменитый актер и режиссер Евгений Моргунов, снимая короткометражный фильм «Когда казаки плачут», пригласил выпускницу киношколы Б. Чайковского на главную роль Дарьи, которую актриса сыграла филигранно и талантливо, заслужив восторженные отзывы публики.

Начиная со второй половины 60-х годов, можно говорить об окончании кинокарьеры Эммы Владимировны Цесарской.

Она скончалась 28 февраля 1990 года. Актрису похоронили на первом участке Донского кладбища столицы.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий