В 1924 году (100 лет назад)
вышел в свет роман Константина Федина «Города и годы».
«Города и годы»
- опубликованный в 1924 году роман Константина Федина, посвящённый
Первой мировой войне и свершившейся революции. Действие романе лишено
хронологической последовательности, события происходят то в России, то в
кайзеровской Германии. Писатель смелыми красками рисовал бюргерскую Германию,
угрожавшую человечеству агрессией; не менее тяжкую картину непримиримой
классовой борьбы воссоздавал он и в главах о России.
В основе романа
– история взаимоотношений русского Андрея Старцова, ранимого, мечущегося
человека, и немецкого коммуниста Курта Вана, отличающегося жёсткой
непреклонностью.
Федин вспоминает: «С 1922 до 1924 года я писал роман «Города и годы». Всем своим строем он как бы выразил пройденный мною путь: по существу, это было образным осмысливанием переживаний первой мировой войны, вынесенных из германского плена, и жизненного опыта, которым щедро наделяла революция».
Первая мировая
война застала Федина в Германии, куда его по окончании Коммерческого института
направили «для практики в языке». Он не успел уехать и был интернирован
немецкими властями. На положении гражданского пленного жил четыре с лишним
года. В уже цитировавшемся послесловии к роману «Города и годы» Федин писал,
что его наблюдения той поры, на основе которых частью построен роман,
«разумеется, не во всем совпадают с тем, что пережито Андреем Старцовым».
«Несовпадение»
естественно. Хотя, как пишет Федин, «редкий роман не автобиографичен» и,
конечно же, много «личного» было вложено автором в своего героя, но ведь
реальные биографии Федина и Андрея Старцова подчас диаметрально противоположны.
Вернувшись в
1918 году из немецкого плена, Федин с головой окунулся в революционную
деятельность. Вспоминая то необыкновенное время, в частности 1919 год, он
писал:
«Я
редактировал газету, был лектором, учителем, метранпажем, секретарем городского
исполкома, агитатором. Собирал добровольцев в красную конницу, сам пошел в
кавалеристы...
Этот год —
лучший мой год. Этот год — мой пафос».
Его пафосом
стала Революция, и верность ей он проносит сквозь свою долгую литературную
жизнь. Революция остается его главным героем.
После
гражданской войны произошел крутой перелом в жизни Федина — он навсегда связал
себя с литературой. В Петрограде он встретился с Горьким, вошел в кружок
молодых начинающих писателей, которым суждено было сыграть столь большую роль в
становлении новой литературы. Это былц—Вс. Иванов, Н. Тихонов, М. Зощенко, В.
Каверин, Н. Никитин и другие. О том, что значили эти годы в творческом развитии
писателя и его молодых друзей, Федин рассказал в прекрасной книге «Горький
среди нас».
Горький укрепил
в молодом авторе его самозабвенную, жаркую влюбленность в литературу, в
писательство. Особенно заботливо, чутко, тактично поддерживал Горький попытки
молодых литераторов отобразить новую, величественную революционную эпоху. Среди
очерков и рассказов, которые Федин принес ему, Горький особо выделил рассказ
«Дядя Кисель» — одно из тех «зернышек», из которых впоследствии вырастет роман
«Города и годы».
Новая
литература, рассказавшая миру об огненных годах революции, только-только
начиналась. «Города и годы» — один из самых первых романов, по праву стоящий в
ряду таких произведений, как «Чапаев», «Железный поток», «Разгром», «Барсуки»,
«Бронепоезд 14-69»... Эпос революции только создается. Путей еще никто не знает
— новое талантливое произведение нередко открывает свою дорогу в искусстве. Все
дышит безудержным новаторством.
В этой
атмосфере и создавались «Города и годы» — роман, в котором играет, пенится, не
чувствует никаких препон сила молодого таланта. Роман, обращенный к душе
читателя, который сам должен был творчески восполнить недосказанное. Роман
эпический и в то же время резко субъективно окрашенный, — некий своеобразный
лирический эпос.
Русская
революция тут представала как явление мирового порядка, как выстраданные
искания всего человечества, прошедшего сквозь кошмары и ужас мировой войны...
«Склеить людей в человечество» — вот чем озабочены герои романа, вот проблема
проблем... В сущности, одна из центральных проблем современности —
революционная человечность, революционный гуманизм.
Роман Федина
породил дискуссию о судьбе колеблющейся интеллигенции в новом советском
государстве. Нежизнеспособность Старцова объясняли тем, что это человек
прошлого столетия, герой классического русского романа, не успевший сойти со
сцены. Председатель семидольского исполкома Голосов прямо заявляет ему:
Это вы…
Старцовы — крутитесь в вечно мнимой принципиальности, вы хотите примирить
идеальное с действительным. Мы знаем, что примирить нельзя, можно только
подчинить. И мы находим в себе силы подчинять!
Вопреки мнению
некоторых критиков, Старцов не является противником ни революции, ни войны. У
него вообще нет убеждений. Причина его поступков – эгоизм, неумение сдерживать
свои желания и подчинять их надындивидуальным нормам.
Действие книги
поделено между Россией и Германией до и после революции. «Смятённая» композиция
романа (по форме своей авантюрного) получила высокую оценку эмигрантских
рецензентов, таких, как В. Ходасевич и Д. Мирский. Автор писал Максиму Горькому:
«Я попробовал в этом романе сдвинуть пласты общественного материала
механикой авантюрно-романического сюжета».
Роман «Города и
годы» был встречен читателями с большим интересом и до 1937 ежегодно
переиздавался. Сразу появившись в изданиях русского зарубежья, он и там тоже
получил высокие отзывы.
Подготовила
Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий