четверг, 1 сентября 2016 г.

Небесные покровительницы казаков



Одной из духовных основ казачества является православие. «Казак без Веры – не казак» – утверждает старинная пословица. И это не просто слова, это – краеугольный камень казачьего менталитета. В самом начале становления казачества вера в Бога была главным условием для вступления в это воинское братство. По преданиям обряд посвящения проходил так: «В Бога веруешь? – Да! – А ну, перекрестись!» До наших дней сохранилась традиция все важные дела принимать только с благословения священника. Присутствие Батюшки на Кругу (главном органе власти казаков) – обязательное условие. Духовный наставник присутствует на собрании казаков, но, если какое-то решение не одобряет, может и покинуть его, и тогда оно будет признано незаконным.
Есть у казаков и святыни – православные иконы. У каждого казачьего войска – свои. Покровительницами донских казаков считаются иконы Донской Божьей Матери и Августовской Божьей Матери.

Донская икона Божьей Матери. По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год).
Однако большинство исследователей расценивают это сообщение не более чем как романтическую легенду и считают, что икона написана после Куликовской битвы. Существует несколько версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым: она была написана для Успенского собора Симонова монастыря, откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года; первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас.
Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви. На следующий день – 19 августа (1 сентября по новому стилю) – русскими войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.
В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.[1]
В 1919 году Донская икона поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.
В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 1 сентября.
В ХХ веке у донского казачества появилась ещё одна икона-покровительница – икона Августовской Божьей Матери (Августовская Победа).

Случилось это во время Первой мировой войны. 18 сентября 1914 года под польским городом Августов.
В 11 часов вечера над окружёнными русскими войсками в небе возникла Божья Матерь с Иисусом Христом на руках. После этого разыгралось большое сражение, ознаменовавшееся невероятной победой – один корпус русских войск одолел девять дивизий неприятеля.
Видели в тот день Богородицу и донские казаки, воевавшие на Северо-Западном фронте. Вот как об этом событии рассказывают их потомки: «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки».
Святой Синод полтора года вёл расследование этого случая, сомневаясь в правдивости рассказов очевидцев. Получив доказательства, 30 марта 1916 года он принял решение запечатлеть явление Богородицы русским воинам под городом Августов на иконах. Так в российских церквях появилась уникальная икона – «Августовская победа».[2]
Одна из первых таких икон была написана на территории 2-го Донского округа Области Войска Донского. История этой иконы удивительна.[3]
Рядом с хутором Саушкин (ныне Клецкий район Волгоградской области) стоит Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь. С XIX века при нём действовал госпиталь для лечения казаков, получивших ранения на поле битвы. И со всей округи шли туда казачки – посмотреть, нет ли среди раненых мужа, брата или сына. Так было и в Первую мировую войну, когда на двор монастыря вошли женщины хутора Клецко-Почтовского. История умалчивает о том, сколько их было. Известно только, что никто из них не нашёл своих казаков, но встретил одного из жителей станицы – по национальности татарина, который рассказал о явлении Божьей Матери под Августовым и передал казачкам листовку с изображением этого события.
Чудо так впечатлило женщин, что они решили заказать икону по рисунку с листовки. На их счастье совсем неподалёку (в соседнем округе) работала артель иконописцев, которые согласились выполнить заказ. Было у богомазов только одно условие – дать им на время фотографии мужей… Живописцы, работая над иконой, придерживались старинных казачьих традиций. Вот как описывает их редакция журнала «Казарла»:
«Казаки, как издревле христианский народ, предки которого крещены еще святыми апостолами Андреем Первозванным и Симеоном Канонитом, имеет свои национальные традиции, связанные с Верой Христовой. Много столетий назад казаки выработали собственный стиль изображения икон. Основным отличием от бытуемого в настоящее время в нем было изображение молящего люда в виде казаков, а не абстрактного скопища верующих. Наиболее древние из дошедших до нас казачьих икон датированы XVII веком и относятся к эпохе становления казачьего государства на Днепре (времен гетмана Петра Сагайдачного и далее). Казаки изображались как на самой почитаемой казачьей иконе «Покрова Пресвятыя Богородицы», так и на ряде других».[4]
В результате на иконе появились реальные портреты казаков хутора Клецко-Почтовского, а внизу под изображением были вписаны 56 имён станичников, видевших явление Богородицы…
Икон, подобных той, что заказали казачки хутора Клецко-Почтовский в России было немало. Несмотря на весьма краткий период создания таких икон (всего полтора-два года), было создано сотни её «списков». «Писали» её на всей территории Российской империи. В наше время списки иконы обнаруживают в Волгограде, Санкт-Петербурге, Тюмени, а также в городах Украины, Белоруссии, Казахстана. После революции написание икон «Августовская Победа» прекратилось. Церкви закрывали, священников сажали или расстреливали.
Иконы, хранившиеся в храмах, прихожане разбирали по домам и прятали от посторонних глаз. Про уникальную «казачью» икону позабыли… Современное обретение икон «Августовская Победа» пришлось на начало 1990-х годов. В 1994 году икона, написанная по заказу казачек хутора Клецко-Почтовского, сохранённая их потомками, была передана в Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь, где находится и поныне. Немного позже была обретена ещё одна икона «Августовская Победа», которая передана в Храм Иоанна Предтечи в Волгограде.
Икона «Августовская Победа» или, по-другому «Августовская Божья Матерь» считается покровительницей донского казачества. День её почитания приходится на 14 сентября.


[1] Донская икона Божьей Матери // Мир иконы. Режим доступа: http://www.iconworld.ru/products/85.
[2] Икона Божией Матери, Августовская (Победа) // Православный. Ру. Режим доступа: http://pravoslavnyi.ru/new_site/component/content/article/38/94-ikona-bozhiej-materi-avg-pobeda.
[3] Глава из книги Андрея Фарберова «Заступничество Богородицы за русских воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона Божией Матери» // Донская Зимовая станица. Режим доступа: http://www.zimovaya.ru.
[4] Казачьи иконы // Казарла. 2009. № 1. С. 35.

Комментариев нет:

Отправить комментарий