4
апреля исполняется 125 лет со дня рождения художника Ю. А. Васнецова (1900-1973)
Ленинградский художник Юрий Алексеевич Васнецов
(1900–1973) – живописец, график, сценограф, иллюстратор, заслуженный деятель
искусств РСФСР (1959), народный художник РСФСР (1973), лауреат Государственной
премии СССР (1971), уроженец Вятки, сын священника и дальний родственник
Виктора Васнецова – известен, прежде всего, как иллюстратор детской книги и
мастер эстампа. Живопись Васнецова менее известна широкому кругу зрителей.
Впервые картины художника были показаны на персональной экспозиции в Русском
музее в 1979 году.
Интерес к живописно-пластическому видению мира был
ощутим у Васнецова уже в произведениях периода обучения в Петроградских
свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ). Тогда Васнецов усвоил
систему цветовосприятия Матюшина, которая ощутима в раннем «Голубом пейзаже»
(между 1923–1926). Другое произведение, «Натюрморт с шахматной доской» (между
1927 и 1928), выполнено в технике коллажа и связано с периодом обучения в
Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК) под руководством
Казимира Малевича: в те годы Васнецов хотел освоить кубистическое построение
картины. В 1931 году вместе с художником Николаем Костровым Юрий Васнецов
совершил поездку в Карелию в поселок Сороки (Беломорск), где создал
выразительный образ рыбака («Рыбак с семгой», 1931).
В 1932 году Васнецов был принят в аспирантуру
Всероссийской Академии художеств, где занимался у Владимира Лебедева. Тема его
дипломной работы была связана с сюжетом о застолье в провинции, но картина не
была завершена. В собрании Русского музея находится один из этюдов к этой
композиции – «Дама с мышкой». Живопись художника в эти годы становится более
ажурной и утонченной.
Важнейший этап в творчестве Юрия Васнецова – работа
под руководством Владимира Лебедева в созданном в конце 1920-х годов Детгизе.
Там работала целая плеяда замечательных художников, среди которых были близкие
друзья Васнецова – Валентин Курдов, Николай Костров, Евгений Чарушин. Если в
ранних своих иллюстрациях художники Детгиза пытались подражать детскому
рисунку, то впоследствии ими был выработан узнаваемый художественный язык, в
котором использовались многие формальные приемы мастеров-авангардистов. Эти приемы
было невозможно воспроизвести в станковой живописи, но они оказались органично
усвоены книжной иллюстрацией. «Специфически детский» (определение искусствоведа
Всеволода Петрова) юмор основан на кажущемся алогизме запечатленного в
иллюстрации действия или выбора атрибутов для сказочного персонажа.
Так,
например, звери в книжных иллюстрациях Юрия Васнецова часто держат в лапах
цветок или какой-то другой «человеческий» предмет. Подобная трактовка сказочных
сюжетов в иллюстрациях Васнецова сопоставима с художественными приемами поэзии
и прозы обэриутов (ОБЭРИУ́ – Объединение реального искусства), которые также
стояли у истоков сложения детской книги. Васнецов, в частности, иллюстрировал
Даниила Хармса.
В одном из интервью Юрий Васнецов объяснял, что «в
сказке все должно быть по-другому. Коробка спичек тоже должна быть сказочной,
нельзя все страшно досказывать, прорисовывать». Художник стремился воплотить в
картине фольклорное мироощущение и поэтому обращался к языку народного
искусства. Васнецов очень любил творчество грузинского художника-примитивиста
Нико Пиросмани. В семье художника хранились подносы XVII века, подаренные
Владимиром Лебедевым, нижегородские расписные прялки XIX века, резные ставни
деревенских окон.
Начало блокады Юрий Васнецов провел в Ленинграде, но
в конце 1941 года был эвакуирован в Пермь. 1943 год застал его в Загорске (ныне
– Сергиев Посад), где был создан ряд живописных зимних пейзажей в утонченной
серебристой гамме.
В 1960-е годы Васнецов интенсивно работал над
живописью, однако созданные в этот период картины при жизни художника не
покидали стен мастерской, обстановка которой, включавшая предметы народного
искусства, была запечатлена и в его полотнах. Вместе с тем Васнецов, продолжая
создавать образы сказочных персонажей, писал цветы, интерьеры, виды поселка
Рощино (где была его дача). В поздних картинах мастера очевиден опыт работы над
иллюстрациями к сказкам: Васнецов обнаружил глубокое понимание народного творчества,
к примеру, в основе композиции картины «Петух с палочкой» (1967, ГРМ) лежит
идея расписного подноса.
Позднюю живописную манеру Васнецова характеризует
пастозное письмо. Он работал над каждой картиной, многократно корректируя
отдельные детали композиции. Живописных произведений в поздний период
творчества было создано немного. Васнецов в каких-то работах мог вернуться к
почти завершенному холсту через большой промежуток времени и существенно
изменить композицию, заканчивая многочисленными лессировками, создающими эффект
«живописной дымки».
Русский музей обладает большой и ценной коллекцией
произведений Юрия Васнецова, отражающей главные периоды и аспекты его
художественной деятельности.
Подготовила Галина
Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий