среда, 23 апреля 2025 г.

Писатель, автор реалистических повестей Николай Помяловский

 

23 апреля 1835 года (190 лет назад) родился русский писатель, прозаик, автор реалистических повестей Николай Помяловский.

Николай Помяловский родился 23 апреля 1835 года в семье дьякона при Малоохтинской кладбищенской церкви в Петербурге. Согласно материалам Половцова, отец Помяловского отличался добродушием; детей воспитывал незлобивыми внушениями и советами, благодаря чему Николай рос самостоятельным в своих поступках и мыслях. Среди первых товарищей его детства были охтенские рыбаки — тонщики, с которыми он проводил много времени, часто ведя с ними долгие беседы. Немалое влияние на бойкого и смышлёного мальчика оказывало и соседнее кладбище с его невесёлыми картинами. Под влиянием таких впечатлений со временем выработался его мрачно-скептический характер, которым Николай наделил героя своей повести «Молотов», художника Михаила Михайлыча Череванина, дав ему и соответствующее определение: «Тёмное кладбищенство».

Отец определил 8-летнего сына на учёбу и проживание на казённый счёт в Александро-Невское духовное училище — «бурсу», где он провёл восемь лет, до 1851 года. Быт и нравы училища Николай впоследствии отобразил в своих знаменитых «Очерках бурсы».

Затем поступил в Петербургскую духовную семинарию, где учился 6 лет. В старшем классе Николай был одним из редакторов рукописного журнала «Семинарский листок», издаваемого самими учащимися. В этом журнале он поместил, среди прочего, свой рассказ из семинарской жизни «Махилов». Закончил курс Помяловский в 1857 году, по второму разряду.

По окончании учёбы он поселился у матери на Охте, и, как и прочие, в ожидании места читал по покойникам, пел в церкви. В то же время занимался самообразованием, следил за журналами, увлёкся педагогикой. Больше всего помог Помяловскому в выработке мировоззрения журнал «Современник», особенно статьи Добролюбова и Чернышевского. Интересуясь вопросами воспитания, обратил внимание на своего младшего брата. Написал ряд педагогических статей и очерков, а один из них — «психологический очерк» о мальчике с необычным именем и внешностью и методах его обучения — «Вукол» — напечатал в 1859 в «Журнале для воспитания».

В 1860—1861 годы посещал Санкт-Петербургский университет в качестве вольнослушателя, одновременно с увлечением работал в воскресной школе, мечтал об издании листка воскресных школ.

В 1861 году в журнале «Современник» опубликовал повести «Мещанское счастье» и «Молотов». В 1862—1863 годы в журнале «Время» и «Современник» печатались его «Очерки бурсы». Роман «Брат и сестра» и повесть «Поречане» остались неоконченными.

Согласно Половцову, бурса развила в Помяловском потребность «в минуту жизни трудную» топить своё горе в вине. Впрочем, сам он указывает на зарождение этой потребности ещё до бурсы… Выйдя из неё, Помяловский падал в этом отношении все ниже и ниже, отдаваясь своему пороку целыми неделями и месяцами, а под конец жизни страсть к вину приняла в нём невероятные размеры. В самых грязных трущобах, на Сенной, отыскивал он каких-то приятелей и целые недели проводил с ними в оргиях и бесшабашном кутеже. <…> своей страсти он боялся. «Это болезнь, — говорил он, — страшная болезнь, которая медленно разлагает человека и даже доводит до подлости — я этого больше всего трушу»…"

Мировоззрение писателя складывалось под влиянием «революционных демократов», в частности Н. Г. Чернышевского. Для Помяловского характерно резко отрицательное отношение к дворянской культуре в целом, отвращение к «буржуазному накопительству». Герой Помяловского — плебей, разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье, либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью. В «Очерках бурсы» Помяловский остро поставил проблему воспитания, с большим критическим пафосом заклеймил бездушие, применение телесных наказаний, консерватизм — черты, характерные не только для духовных учебных заведений, но и для всей русской жизни. Помяловский — убеждённый реалист, продолжатель традиций Н. В. Гоголя, мастерски и очень талантливо владеет русским языком, создав поистине незабываемые речевые конструкции и обороты, что ставит его (пусть даже эстетически) в ряд первостепенных российских писателей, вероятно, до сих пор ещё не оцененных в полной мере.

«Мещанское счастье» и «Молотов» — самые известные произведения писателя, представляют собой дилогию, в центре которой — повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения затрагивают многие проблемы социального характера: воспитание, женская эмансипация, отношения разночинцев и дворянства, но основной проблемой является осмысление судьбы образованного интеллигентного разночинства в обществе.

В повести «Мещанское счастье» главный герой Егор Иванович Молотов предстает перед читателем наивным романтиком, мечтающем о справедливом устройстве мира. Молотов полагает, что помещик Обросимов, которому он служит, доверяет ему, видит равного себе. Но в дальнейшем оказывается, что между помещиком и разночинцем, «плебеем и барином» разверзлась пропасть межклассовых противоречий. Разночинец Молотов осознает, что ему необходимо самому искать свой путь, добиваться материальной и моральной независимости.

Повесть «Молотов» рассказывает о герое спустя 10 лет. За это время Молотов узнает, чего стоит независимость и разочаровывается во многом, хотя его переполняет гордость, что он ничем никому не обязан: «Все пустяки в сравнении с вечностью» — слова художника Череванина из повести «Молотов».

Выражения из повести «Мещанское счастье» — «кисейная барышня» и «мещанское счастье» стали крылатыми.

В 1862—1863 гг. журналы «Время» и «Современник» публикуют 4 части произведения «Очерки бурсы», 5-я часть, незавершенная, будет опубликована после кончины Помяловского. Изначально писатель помышлял о 20 очерках, в которых ему хотелось бы рассказать более подробно о жизни учеников бурсы. Согласно материалам Половцова, под именем Карася Помяловский изобразил самого себя.

Осенью 1863 года писатель заболевает. По материалам Половцова, в сентябре 1863 года, после сильного припадка белой горячки, который длился несколько дней, у Помяловского открылась опухоль в ноге, затем образовался нарыв, который вскрыли в клинике Медико-Хирургической Академии и обнаружили гангрену; 5 октября 1863 года Помяловский скончался.

Раннюю смерть объясняют апатией и пьянством, вызванными наступлением реакции и неудачами личного характера.

Помяловского похоронили на православном кладбище на Малой Охте, недалеко от алтаря церкви, где служил его отец; кладбище уничтожили в конце 1930-х годов. Церковь тогда уцелела, сохранялась до середины 1960-х годов и была снесена при расширении Малоохтинского проспекта. В 1944 году прах и памятник Н. Г. Помяловского были перенесены на Литераторские мостки.

Улица в Санкт-Петербурге, где жил писатель, названа его именем.

В 1990 году вышла экранизация «Очерков бурсы» — фильм «Бурса» режиссёра Михаила Ведышева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий