23 апреля 1835 года (190 лет назад) родился русский
писатель, прозаик, автор реалистических повестей Николай Помяловский.
Николай Помяловский родился 23 апреля
1835 года в семье дьякона при Малоохтинской кладбищенской церкви в Петербурге.
Согласно материалам Половцова, отец Помяловского отличался добродушием; детей
воспитывал незлобивыми внушениями и советами, благодаря чему Николай рос
самостоятельным в своих поступках и мыслях. Среди первых товарищей его детства
были охтенские рыбаки — тонщики, с которыми он проводил много времени, часто
ведя с ними долгие беседы. Немалое влияние на бойкого и смышлёного мальчика
оказывало и соседнее кладбище с его невесёлыми картинами. Под влиянием таких
впечатлений со временем выработался его мрачно-скептический характер, которым
Николай наделил героя своей повести «Молотов», художника Михаила Михайлыча
Череванина, дав ему и соответствующее определение: «Тёмное
кладбищенство».
Отец определил 8-летнего сына на учёбу
и проживание на казённый счёт в Александро-Невское духовное училище — «бурсу»,
где он провёл восемь лет, до 1851 года. Быт и нравы училища Николай
впоследствии отобразил в своих знаменитых «Очерках бурсы».
Затем поступил в Петербургскую духовную
семинарию, где учился 6 лет. В старшем классе Николай был одним из редакторов
рукописного журнала «Семинарский листок», издаваемого самими учащимися. В этом
журнале он поместил, среди прочего, свой рассказ из семинарской жизни
«Махилов». Закончил курс Помяловский в 1857 году, по второму разряду.
По окончании учёбы он поселился у
матери на Охте, и, как и прочие, в ожидании места читал по покойникам, пел в
церкви. В то же время занимался самообразованием, следил за журналами, увлёкся
педагогикой. Больше всего помог Помяловскому в выработке мировоззрения журнал
«Современник», особенно статьи Добролюбова и Чернышевского. Интересуясь
вопросами воспитания, обратил внимание на своего младшего брата. Написал ряд
педагогических статей и очерков, а один из них — «психологический очерк» о
мальчике с необычным именем и внешностью и методах его обучения — «Вукол» —
напечатал в 1859 в «Журнале для воспитания».
В 1860—1861 годы посещал
Санкт-Петербургский университет в качестве вольнослушателя, одновременно с
увлечением работал в воскресной школе, мечтал об издании листка воскресных
школ.
В 1861 году в журнале «Современник»
опубликовал повести «Мещанское счастье» и «Молотов». В 1862—1863 годы в журнале
«Время» и «Современник» печатались его «Очерки бурсы». Роман «Брат и сестра» и
повесть «Поречане» остались неоконченными.
Согласно Половцову, бурса развила в
Помяловском потребность «в минуту жизни трудную» топить своё горе в вине.
Впрочем, сам он указывает на зарождение этой потребности ещё до бурсы… Выйдя из
неё, Помяловский падал в этом отношении все ниже и ниже, отдаваясь своему
пороку целыми неделями и месяцами, а под конец жизни страсть к вину приняла в
нём невероятные размеры. В самых грязных трущобах, на Сенной, отыскивал он
каких-то приятелей и целые недели проводил с ними в оргиях и бесшабашном
кутеже. <…> своей страсти он боялся. «Это болезнь, — говорил он, — страшная
болезнь, которая медленно разлагает человека и даже доводит до подлости — я
этого больше всего трушу»…"
Мировоззрение писателя складывалось под
влиянием «революционных демократов», в частности Н. Г. Чернышевского. Для
Помяловского характерно резко отрицательное отношение к дворянской культуре в
целом, отвращение к «буржуазному накопительству». Герой Помяловского — плебей,
разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье,
либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного
достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью. В «Очерках
бурсы» Помяловский остро поставил проблему воспитания, с большим критическим
пафосом заклеймил бездушие, применение телесных наказаний, консерватизм —
черты, характерные не только для духовных учебных заведений, но и для всей
русской жизни. Помяловский — убеждённый реалист, продолжатель традиций Н.
В. Гоголя, мастерски и очень талантливо владеет русским языком, создав поистине
незабываемые речевые конструкции и обороты, что ставит его (пусть даже
эстетически) в ряд первостепенных российских писателей, вероятно, до сих пор
ещё не оцененных в полной мере.
«Мещанское счастье» и «Молотов» — самые
известные произведения писателя, представляют собой дилогию, в центре которой —
повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения затрагивают многие
проблемы социального характера: воспитание, женская эмансипация, отношения
разночинцев и дворянства, но основной проблемой является осмысление судьбы
образованного интеллигентного разночинства в обществе.
В повести «Мещанское счастье» главный
герой Егор Иванович Молотов предстает перед читателем наивным романтиком,
мечтающем о справедливом устройстве мира. Молотов полагает, что помещик
Обросимов, которому он служит, доверяет ему, видит равного себе. Но в дальнейшем
оказывается, что между помещиком и разночинцем, «плебеем и барином» разверзлась
пропасть межклассовых противоречий. Разночинец Молотов осознает, что ему
необходимо самому искать свой путь, добиваться материальной и моральной
независимости.
Повесть «Молотов» рассказывает о герое
спустя 10 лет. За это время Молотов узнает, чего стоит независимость и
разочаровывается во многом, хотя его переполняет гордость, что он ничем никому
не обязан: «Все пустяки в сравнении с вечностью» — слова художника Череванина
из повести «Молотов».
Выражения из повести «Мещанское
счастье» — «кисейная барышня» и «мещанское счастье» стали
крылатыми.
В 1862—1863 гг. журналы «Время» и
«Современник» публикуют 4 части произведения «Очерки бурсы», 5-я часть,
незавершенная, будет опубликована после кончины Помяловского. Изначально
писатель помышлял о 20 очерках, в которых ему хотелось бы рассказать более подробно
о жизни учеников бурсы. Согласно материалам Половцова, под именем Карася
Помяловский изобразил самого себя.
Осенью 1863 года писатель заболевает.
По материалам Половцова, в сентябре 1863 года, после сильного припадка белой
горячки, который длился несколько дней, у Помяловского открылась опухоль в
ноге, затем образовался нарыв, который вскрыли в клинике Медико-Хирургической
Академии и обнаружили гангрену; 5 октября 1863 года Помяловский скончался.
Раннюю смерть объясняют апатией и
пьянством, вызванными наступлением реакции и неудачами личного характера.
Помяловского похоронили на православном
кладбище на Малой Охте, недалеко от алтаря церкви, где служил его отец;
кладбище уничтожили в конце 1930-х годов. Церковь тогда уцелела, сохранялась до
середины 1960-х годов и была снесена при расширении Малоохтинского проспекта. В
1944 году прах и памятник Н. Г. Помяловского были перенесены на Литераторские
мостки.
Улица в Санкт-Петербурге, где жил
писатель, названа его именем.
В 1990 году вышла экранизация «Очерков
бурсы» — фильм «Бурса» режиссёра Михаила Ведышева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий