суббота, 1 марта 2025 г.

Открытый заново. Сандро Боттичелли


Сандро Боттичелли, настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Вани Филипепи,  родился 1 марта 1445 года во Флоренции, в семье предпринимателя. Начальное образование получил в монастыре Санта Мария Новелла, в котором позднее будут размещены его работы.

Первое дело, которому обучился будущий художник – ювелирное мастерство, которое развило в нем творческие задатки. Увлекшись живописью, Алессандро поступил в подмастерье известного художника Филиппо Липпи. Позднее становится учеником Андрео де Вероккио.

В 1470 году художник получает свой собственный заказ. И с этого момента его творчество выходит на новую ступень. Больше всего положительных откликов получила его работа «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла. В одном из персонажей картины Боттичелли изобразил себя. Постоянным заказчиком Боттичелли становится Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.

В 1481 году Боттичелли участвовал в украшении Сикстинской капеллы фресками. Он занимался тремя сценами. По возвращении в Рим художник пишет ряд картин на мифологические темы: «Весна», «Турнир», «Рождение Венеры».

В 1480-х годах художник находился на вершине славы, заказы были нескончаемы. В одиночку художнику было не справиться, поэтому он по традиции времени поручал большую часть работы ученикам, а на себя брал самое трудное и престижное. Известность художника была велика, он считался лучшим живописцем во Флоренции. 

В старости Боттичелли увлекается идеями Савонаролы – проповедника аскетизма. Меняется стиль его живописи, усиливаются религиозные тенденции. В творчестве художника ощущаются трагизм и надломленность. В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. О былой популярности оставалось лишь вспоминать.

В 1502 году королева Изабелла Кастильская, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников для исполнения ее заказа, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли. О его последних годах жизни достоверных сведений не сохранилось.

Умер Сандро Боттичелли 17 мая 1510 года во Флоренции.

Вместе с художником умерла и память о нем. Заново Боттичелли был открыт только в конце 19 века стараниями английского искусствоведа Джона Рескина и группы художников-прерафаэлитов. Стиль Боттичелли глубоко религиозен и интимен, поэтому у него, как у Леонардо да Винчи, не могло быть истинных преемников, а только подражатели.

Удивительная красота живописи Боттичелли вдохновляла многих художников последующих времён, прежде всего прерафаэлитов. По мнению А. Н. Бенуа «Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло «настоящее» 

П. П. Муратов в «Образах Италии» утверждал, что «Рождение Венеры» Боттичелли «лучшая из всех картин на свете… Она поражает совершенным единством произведения, в котором ничего нельзя ни прибавить, ни убавить… Оно не может быть переложено ни в слова, ни даже в звуки музыки, оно слишком отвлечённо для этого», «беспокойная душа» художника уже «утратила гармонию мира так же, как утратили её мы. Поэтому он так близок нам».

Подготовила Найля Сабитовна Якимович

Комментариев нет:

Отправить комментарий