22 марта 1905 года (120 лет назад) родился театральный
и кинорежиссёр Григорий Козинцев.
Григорий Козинцев родился 9 (22 марта) 1905
года в Киеве, в семье врача Моисея Исааковича Козинцова. Ранние
детские годы провёл в Новозыбкове Черниговской губернии, где отец
служил окружным санитарным врачом и врачом Новозыбковской женской гимназии, и
где Григорий поступил в первый класс новозыбковского училища.
С 1913 года, после переезда из
Новозыбкова в Киев, учился в Киево-Печерской гимназии. В 1919 году вместе
с сестрой Любовью посещал частную школу-студию живописи А. А. Экстер.
Вместе с другими учениками школы участвовал в праздничном авангардистском
оформлении киевских улиц.
Более всего привлекал его театр; работу в
нём он начал с участия в росписи декораций к спектаклю К. А. Марджанова «Фуэнтe
Овехуна» Л. де Веги. Работал в театре Соловцова. С помощью
К. А. Марджанова и вместе с друзьями Сергеем Юткевичем, Моше
Ваксом и Алексеем Каплером создал кукольный театр, а затем
экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочинённой
им самим пьесе, и, наконец, осуществил уличное представление по фольклорной
пьесе «Царь Максимилиан».
В начале 1920 года уехал в Петроград,
где жил у своей тёти, доктора медицины Рашель Григорьевны Лурье до
1939 года, пока не переехал в построенный для ленфильмовцев дом № 4а на
Малой Посадской улице. Поступил в класс Н. И. Альтмана в
Свободных художественных мастерских (бывшая Академии художеств,
ныне — Санкт-Петербургский государственный академический институт
живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина) и одновременно
режиссёром в Студию Театра Комической оперы, руководимого К. А. Марджановым.
В декабре 1921 года совместно с Л. З. Траубергом,
Г. К. Крыжицким и С. И. Юткевичем написал манифест эксцентрического театра
«Эксцентризм», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922
году вместе с Л. З. Траубергом организовали Театральную мастерскую «Фабрика
эксцентрического актёра», и в том же году поставили в ней эксцентрическую
переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя. За два года они поставили ещё 3
спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои
эксперименты в область эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную
мастерскую в киномастерскую «ФЭКС».
В 1924 году начал работать на кинофабрике
«Севзапкино». Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм
Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга по собственному сценарию
«Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику (разоблачение
нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой и, по словам Ю. Н. Тынянова,
«необузданным собранием всех трюков, до которых дорвались изголодавшиеся по
кино режиссёры». Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против
Юденича» (1925) снимались уже не эстрадные и цирковые актёры, пришедшие вместе
с режиссёрами из театра (среди них был С. А. Мартинсон), а
ученики киномастерской, в том числе С. А. Герасимов, Я. Б. Жеймо, А. А. Костричкин.
Первый полнометражный фильм
Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — романтическая
мелодрама «Чёртово колесо» (1926) по сценарию А. И. Пиотровского —
был уже зрелой работой. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в ней с
убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный
творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссёров в него вошли кинооператор А. Н. Москвин и
художник Е. Е. Еней, работавшие с Г. М. Козинцевым
практически на всех его фильмах.
Следующий фильм «Шинель» (1926),
экранизация «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, стал одним из
шедевров советского немого кино. Сценарий Ю. Н. Тынянова,
развивающий его лучшие стороны режиссёрский замысел, экспрессивное
изобразительное решение и эксцентрическая, на грани гротеска игра актёров
привели к созданию фильма, стилистически точно отвечающего манере
Н. В. Гоголя.
Энергично и организованно работавший
коллектив стремился в каждом фильме вести поиск в новом направлении, и в 1927
году выпустил современную комедию «Братишка» (1927) по своему сценарию, а
сразу вслед за ней историческую мелодраму «С. В. Д.» (1927) по сценарию Ю. Н. Тынянова и Ю. Г. Оксмана,
написанному на материале восстания декабристов. Оба фильма пользовались
успехом у зрителей, особенно, «С. В. Д.» — В. Б. Шкловский назвал
этот фильм «самой нарядной лентой Советского Союза».
С августа 1927 года преподавал в
Техникуме сценических искусств (ныне Российский государственный институт
сценических искусств), в который влилась киномастерская «ФЭКС».
Первым звуковым фильмом Козинцева стала
картина «Одна», выпущенная в 1931 году и повествовавшая о юной учительнице,
которую отправили по распределению на работу в глухую Сибирь.
Настоящую славу приносит ему
историко-революционная киноэпопея о Максиме, знаменитая трилогия «Юность
Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». За новаторский подход к
работе режиссёры Козинцев и Трауберг получают Государственную премию СССР.
В годы войны и после неё Г. М. Козинцев
работал в театрах, осуществляя постановки пьес У. Шекспира «Король
Лир» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлет» (1954).
С 1944 вёл режиссёрскую
мастерскую во ВГИКе (с 1960 — профессор). Среди его
выпускников — Э. А. Рязанов, С. И. Ростоцкий, В. Д. Дорман, В. В. Катанян.
После войны в СССР случается период
малокартинья, и Козинцев снова обращается к театру, живёт на даче в Комарово и
ставит спектакли в Лениграде. Но дальше судьба делает ему неожиданный подарок.
Директором «Ленфильма» становится его друг, Сергей Васильев. Он приглашает
режиссёра поставить картину «Дон Кихот». В 1957 году фильм вышел на экраны и
завоевал популярность не только у советского зрителя, но и на родине Сервантеса!
Испанские зрители, увидев на кинофестивале козинцевского «Дон Кихота», сказали,
что версия советского режиссёра — самая «испанская» из всех, что они только
видели.
Лента была оценена и критиками: Козинцев получил почётный диплом на
Международном кинофестивале в Ванкувере. Таких же восхищённых комплиментов
Козинцев был удостоен и со стороны английской публики после постановок по
произведениям Вильяма Шекспира «Гамлет» в 1964 году и «Король Лир» в 1971 году.
За «Гамлета» Козинцев получил Ленинскую премию и специальную премию
Венецианского кинофестиваля. Более того, режиссёр напишет две книги,
посвящённые легендарному драматургу: «Наш современник Вильям Шекспир» и
«Пространство трагедии». В 1962 году выпустил книгу «Наш современник
Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся
шекспировским экранизациям: «Гамлет» и «Король Лир».
В 1965—1971 годах Козинцев руководил
режиссёрской мастерской при «Ленфильме».
Написал историко-теоретические
монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована
посмертно, в 1973 году).
Умер 11 мая 1973 года на
69-м году жизни в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского
кладбища. Надгробие (архитектор В. В. Хазанов) создано в 1979 году.
Смотреть на Рутуб - https://rutube.ru/video/96c4ef6a1d6516afcaf1a4ddd5dd40ee/?r=wd
Смотреть на Рутуб - https://rutube.ru/video/126a2f12aa6652feffc4806bd07a8f00/?r=wd
Смотреть на Рутуб - https://rutube.ru/video/c9ff42cb47db568ee516b94f49f98d3d/
Смотреть на Рутуб - https://rutube.ru/video/73ff3730a7f49db72e8d273a1c285fe8/?r=wd
Комментариев нет:
Отправить комментарий