24 марта 1900 года (120 лет назад) родился советский
певец Иван Козловский.
Иван Козловский родился 24 марта
1900 года в украинском селе Марьяновка в крестьянской семье. Любовь
к музыке унаследовал от отца, крестьянина Семёна Осиповича Козловского
(1861–1929), игравшего на нескольких музыкальных инструментах; мать – Анна
Герасимовна Косинская (1871–1921). С 7 лет Иван вместе с братом
Фёдором учился в церковно-приходской школе и пел в хоре при Михайловском
Златоверхом монастыре в Киеве. Позднее пел также в Софийском соборе (регент
Я. С. Калишевский), в хоре Троицкого народного дома (театр Н. К.
Садовского), в Большом академическом хоре под управлением
А. А. Кошица (Киев). По рекомендации последнего в 1917 г.
поступил на вокальный факультет Киевского музыкально-драматического
института имени Н. В. Лысенко (класс Е. А. Муравьёвой).
С конца 1918 г. выступал в Полтавском передвижном
музыкально-драматическом театре, исполнял партии в украинских оперных и
драматических спектаклях.
В 1920 г., по окончании института,
призван в Красную Армию. Службу проходил под Полтавой в 22-й стрелковой
бригаде инженерных войск; одновременно пел в вокальном квартете под
руководством А. В. Свешникова, руководил хором в воинской части, выступал
в недавно сформированном Полтавском оперном театре в партиях Фауста (одноимённая
опера Ш. Гуно, среди партнёров – П. И. Цесевич в партии
Мефистофеля), Йонтека («Галька» С. Монюшко), Герцога и Альфреда («Риголетто» и «Травиата» Дж.
Верди), Владимира Дубровского («Дубровский» Э. Ф. Направника), Ленского («Евгений
Онегин» П. И. Чайковского), Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна).
В 1923 г. демобилизовался.
В 1923–1924 гг. солист Харьковского
театра оперы и балета. Среди исполненных здесь партий особенно выделялись две
противоположные – Хозе («Кармен» Ж. Бизе, для драматического тенора)
и Звездочёт («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, для
тенора-альтино). Обе партии «исполнялись певцом с завидной лёгкостью и большой
естественностью. Козловский спел Хозе сильно, темпераментно, трактуя образ
солдата скорее в трагическом, нежели в традиционном лирико-драматическом плане.
Не форсируя звук, певец свободно доминировал над оркестром. Сказывалось
умение владеть дыханием, распоряжаться регистрами» (Поляновский. 1945. С. 17).
По воспоминаниям М. О. Рейзена, певшего с Козловским в
Харьковской опере, в партии Звездочёта «проявились все качества его красивого
голоса: лёгкий, полётный тенор его беспредельно шёл вверх, вплоть до
верхнего ми» (Рейзен. 1986. С. 47).
В 1924–1926 гг. солист Свердловского
театра оперы и балета. В течение 2 сезонов Козловский выступал здесь
в ведущем теноровом репертуаре – лирическом, меццо-характерном,
лирико-драматическом (всего было исполнено 25 партий): Ленский («Евгений
Онегин» Чайковского), Фауст, Ромео («Фауст», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно),
Билли Бегот («Трильби» А. И. Юрасовского), Владимир Игоревич («Князь
Игорь» А. П. Бородина), Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж.
Россини), Шуйский и Юродивый («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Герцог,
Альфред («Риголетто», «Травиата» Дж. Верди), Синодал («Демон»
А. Г. Рубинштейна), Пинкертон («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини),
Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Басманов («Князь Серебряный» П. Н.
Триодина), Вальтер, Лоэнгрин («Тангейзер», «Лоэнгрин» Р. Вагнера),
Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника), Вертер
(одноимённая опера Ж. Массне), Фра-Дьяволо (одноимённая опера Д.-Ф.-Э.
Обера), Индийский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова),
Йонтек («Галька» С. Монюшко), Гренише («Корневильские колокола» Р.
Планкетта), Бони («Сильва» И. Кальмана), Гофман, Парис («Сказки Гофмана», «Прекрасная
Елена» Ж. Оффенбаха). «Роль Гофмана великолепно удалась артисту, –
писал Г. А. Поляновский. – Мягкими штрихами, иногда с нарочитой
эскизной незавершённостью артист рисовал Гофмана – фантаста, искателя
красоты, правды, доверчивого и пламенного юношу» (Поляновский. 1945.
С. 17–18).
В 1926–1954 гг. солист
московского Большого театра. Дебютировал в партии Альфреда в опере
«Травиата» Дж. Верди (12 июня 1926, Виолетта – Е. А.
Степанова). Исполнил на этой сцене 22 ведущие партии. Обладал звонким,
чисто и свободно звучащим лирическим тенором, легко преодолевавшим большой
диапазон. «Эластичность дыхания, гибкость и беглость, непревзойдённая лёгкость
в верхнем регистре, отточенная дикция – поистине безупречный вокалист, с
годами доведший владение голосом до высшей степени виртуозности», – писала
о Козловском Н. Д. Шпиллер (Шпиллер. 1961. С. 3).
Одной из первых партий Козловского в
Большом театре стала партия Юродивого («Борис Годунов»
М. П. Мусоргского) в новой постановке 1927 г. (режиссёр В.
А. Лосский), в которой впервые была показана «Сцена у собора Василия
Блаженного» (редакция Н. А. Римского-Корсакова, в оркестровке М. М. Ипполитова-Иванова).
Образ Юродивого с тех пор стал одним из центральных в российских оперных
постановках и вершинным вокально-сценическим созданием Козловского. «Все
компоненты выразительности артиста: голос, фигура, манера пения, вечное
стремление к оригинальному, необычному, художественная экзальтация,
своеобразная сценическая и вокальная смелость – были здесь удивительно
кстати и органичны до предела», – вспоминал Б. А. Покровский (Иван
Козловский. Воспоминания. Статьи. 2005. С. 458). Позднее артист
участвовал в постановках «Бориса Годунова» 1948 г. (Сталинская премия 1-й
степени за 1948, вручена в 1949), выступал в этом образе на протяжении всей
своей сценической жизни.
Другими шедеврами, созданными Козловским
в Большом театре, стали партии Ромео, Ленского и Лоэнгрина (все – 1927), в
которых он часто заменял Л. В. Собинова. М. О. Рейзен
вспоминал о Козловском в роли Лоэнгрина: «Это был вдохновенный рыцарь
священного Грааля – высокий, стройный, пластичный; очень подходил к этой
роли и его голос какого-то необычайно прозрачного, если можно так сказать,
тембра. Продолжая лирические традиции образа Лоэнгрина, утверждённые Собиновым,
Козловский, однако, нашёл новые черты своего героя, благодаря яркой певческой
индивидуальности и поэтичной внешности» (Рейзен. 1986. С. 48).
По воспоминаниям музыковеда Е. А. Грошевой, Козловский создал
образ большой эпической силы, «величественный, благородный и чистый, светящийся
"нездешней" красотой» (Грошева. 1960. С. 137).
В 1956 г. Козловский поставил в качестве режиссёра спектакль
«Лоэнгрин» на сцене Большого театра (с участием солистов радио, с минимумом
декораций и костюмов), вновь исполнив в нём заглавную партию. Последний раз он
вышел в образах Лоэнгрина и Юродивого в Большом театре на своём творческом
вечере (5 апреля 1969).
Образ Ленского артист наделял «теплотой и
человечностью, наивной трогательностью и поэтической одухотворённостью»,
трактуя его «не столько в чисто лирическом, сколько в более… драматическом
плане» (Поляновский. 1945. С. 21). Ленский Козловского был с «душою
восторженной, впечатлительной, легко и быстро воспламеняющейся»; он
«воспринимал мир, природу, любовь, обиду, горечь разочарования с наивной
горячностью человека, идеализирующего жизнь и тем трагичнее переживающего
измену друга, легкомыслие возлюбленной» (Поляновский. 1945. С. 21–22).
Продолжая собиновскую традицию, Козловский вместе с тем создавал свой образ, не
заимствуя у Собинова «ни приёмов игры, ни мизансцен» (Поляновский. 1945.
С. 22).
Остальные партии, исполненные Козловским
в Большом театре: Владимир Дубровский («Дубровский»
Э. Ф. Направника), Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Пинкертон [«Мадам
Баттерфляй» («Чио-Чио-сан») Дж. Пуччини; все – 1926], Рудольф («Богема» Пуччини),
Князь Данило-Говорило («Иван-солдат» К. А. Корчмарёва), Герцог
(«Риголетто» Дж. Верди; все – 1927), Зибель и Фауст («Фауст»
Ш. Гуно), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина),
Принц («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева), Индийский гость
(«Садко» Н. А. Римского-Корсакова; все – 1928), Билли Бегот
(«Трильби» А. И. Юрасовского, 1929), Граф Альмавива («Севильский
цирюльник» Дж. Россини, 1931), Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки),
Берендей («Снегурочка» Римского-Корсакова; обе – 1938), Синодал
(«Демон» А. Г. Рубинштейна, 1941).
В 1938 г. по инициативе и под
художественным руководством И. С. Козловского создан Государственный
ансамбль оперы, где на протяжении 3 лет (до 1941) Козловский как
режиссёр осуществил ряд концертных постановок; среди них: «Вертер»
Ж. Массне, «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, «Паяцы» Р.
Леонкавалло, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова,
«Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко, «Катерина» Н. Н. Аркаса,
«Джанни Скикки» Дж. Пуччини. В большинстве этих постановок он
исполнил главные партии. Спектакли проходили в Большом зале Московской
консерватории и в зале московского Дома учёных. Работая над созданием
концертного варианта спектакля, Козловский стремился сохранить его
драматическую сюжетность; в игре актёров добивался выразительности жеста,
мимики, дикции. «В спектаклях Ансамбля по-новому решался целый ряд
постановочных проблем, связанных с участием хора, с использованием балета
("не типично оперный балет, а полноправно действующие,
немногочисленные, но предельно выразительные танцовщики-актёры"), с
размещением оркестра, с предельно лаконичным сценическим оформлением
("Тогда мы мечтали найти новую форму оперного спектакля, основу которого
составляло бы звучание, а не зрелищность", – вспоминал много позже
Иван Семёнович)» (Пичугин. 1976. С. 190–191). В работе
ансамбля принимали участие выдающиеся певцы: Л. Ф. Савранский, В. М.
Политковский, В. Р. Сливинский, С. И. Мигай, А. И. Батурин, Н.
С. Ханаев, М. П. Максакова, П. И. Селиванов, Ю. С. Кипоренко-Даманский, И.
С. Паторжинский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, А. И. Орфёнов, Н.
П. Рождественская, начинающие творческий путь И. И. Петров, П. И. Чекин,
Т. Е. Талахадзе, В. А. Нечаев. Постановке оперы-оратории «Царь
Эдип» И. Ф. Стравинского помешало начало Великой Отечественной
войны; деятельность ансамбля была прекращена.
В годы Великой Отечественной войны
Козловский организовывал концерты, сборы от которых шли в Фонд обороны, выезжал
на фронт, пел в госпиталях и на заводах, в воинских частях на передовой и в
прифронтовой полосе (часто в дуэте с М. Д. Михайловым), в освобождённых
городах. Козловский внес в фонд обороны 25 тысяч рублей.
«Мне довелось много раз выступать перед
фронтовиками, — вспоминал Иван Семенович. — И в госпиталях, и вблизи передовой.
К раненым не раз ездил с Алексеем Николаевичем Толстым. Он читал свои рассказы,
а я пел…»
В 1944 году вместе с дирижером
Александром Свешниковым Козловский создал уникальный коллектив — Хор мальчиков,
который со временем превратился в знаменитое Хоровое училище имени Свешникова.
И. С. Козловский – один из
крупнейших камерных певцов. В его обширный концертный репертуар входили
романсы и песни А. Н. Верстовского, А. Л. Гурилёва, А. Е.
Варламова, П. П. Булахова, М. И. Глинки,
М. Л. Яковлева, А. С. Даргомыжского,
А. П. Бородина, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского,
П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. С.
Аренского, С. И. Танеева, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинова, И.
С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р.
Шумана, Ф. Листа, Ш. Гуно, Ж.-Б. Векерлена, православные
духовные песнопения, рождественские колядки, старинные романсы, русские,
украинские, советские песни. Исполнял редко звучащие и забытые произведения
(«Молитва» Глинки, монолог Пимена из музыки Рахманинова к драме А. С.
Пушкина «Борис Годунов», «Серенада» для тенора, валторны и струнного
оркестра Б. Бриттена, «Поэма о любви и море» Э. Шоссона,
романсы Н. К. Метнера, С. Н. Василенко, В. А. Золотарёва),
сочинения современных авторов (романсы В. М. Юровского на стихи С.
А. Есенина, «Плач о потерянном сердце» и другие произведения В. Г. Кикты).
Делал собственные обработки старинных и городских романсов (часто
аккомпанировал сам себе на гитаре). На концертной эстраде, как и на
оперной сцене, стремился к созданию цельных, законченных образов.
В 1962 г. выступил в партии Моцарта в концертном исполнении оперы
«Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (Концертный зал имени П. И. Чайковского,
в партии Сальери – Б. Р. Гмыря). Принял участие в одном из первых в
СССР исполнений «Всенощного бдения» Рахманинова (с Государственной
русской хоровой капеллой под управлением А. А. Юрлова, 2 марта
1965, Большой зал Московской консерватории). Одно из последних концертных
выступлений Козловского состоялось в 1987 г. (программа из произведений
Рахманинова, дирижёр И. Б. Гусман, Большой зал Московской
консерватории).
Много гастролировал по СССР, выступал в
Румынии, Чехословакии, Австрии, Германии (1945), на Цейлоне (1968).
В 1960–1970-х гг. принимал участие во Всесоюзных пушкинских праздниках
поэзии (Псков, Пушкинские Горы, село Михайловское, Святогорский монастырь).
В 54 года певец оставил сцену Большого
театра. Что именно послужило причиной ухода из театра, остается загадкой.
Иван Козловский играл в фильмах «Концерт
фронту» (1942), «Большой концерт» (1951), «Борис Годунов» (1955), «Поэма о
море» (1958), «И жизнь, и слезы, и любовь» (1984).
В 1960-е годы Козловский добился
строительства на собственные деньги на своей родине, в селе Марьяновка
(Украина), Детской музыкальной школы, которой помогал до конца своих дней.
Козловский сам обучал маленьких вокалистов, выступал с хором учащихся.
В поздние годы Козловский пел и записывал
русскую духовную музыку.
Умер Козловский в Москве 24 декабря 1993
года.
25 марта 2005 г. на «Доме артистов Большого театра», где он жил, открыли памятную доску Ивану Козловскому.
Иван Козловский. Золотая коллекция
Смотреть на Рутуб - https://rutube.ru/video/83a76c7d6b28b4e842717379435708b7/?r=wd
Комментариев нет:
Отправить комментарий