Поль Мориа родился 4 марта 1925 года в
Марселе (Франция).
Выпускник Марсельской консерватории по
классу фортепиано, уже в 17 лет он организовал свой первый оркестр. Переехав в
Париж в 1957 году, Поль Мориа поступил на работу в компанию звукозаписи Barclay
в качестве аранжировщика и аккомпаниатора. Ему довелось работать с Шарлем
Азнавуром, Лео Ферре, Далидой, Лени Эскудеро, Морисом Шевалье и другими
известными певцами.
В 1966 году он стал музыкальным директором
певицы Мирей Матье и написал для нее хит Mon credo, а также другие песни.
В 1962 году Поль Мориа написал песню
Chariot, которой суждено было стать интернациональным хитом. Она получила
гран-при Евровидения в 1962 году.
Поль Мориа является автором музыки к кинокомедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» с участием Луи де Фюнеса.
Мориа был единственным исполнителем, который
соединил в своих произведениях такие жанры, как северо-американская музыка,
кантри, джаз.
В 1965 году Поль Мориа создал свой знаменитый на весь мир оркестр, с которым он записал популярные песни (их инструментальные версии), классическую музыку в собственной обработке.
Оркестр Мориа считался интернациональным: в
нём часто сменялись музыканты, которые, по мнению дирижёра, отличались
принадлежностью к той или иной национальности. Так, представители Мексики
играли на трубах, а бразильцы — на гитарах. Оркестр гастролировал в США,
Канаде, Японии, Корее, в странах Латинской Америки, и везде с грандиозным
успехом.
В СССР музыка Поля Мориа также была
чрезвычайно популярна. Миллионными тиражами разошлись пластинки с его записями
в 1970-е годы. Поль Мориа также записал инструментальные версии русских песен
(«Под музыку Вивальди» и другие). В 1965 году Поль Мориа записал альбом, посвящённый русской
музыке — «Russie
de toujours» («Вечная Россия»).
В 1998 году он ушел с поста дирижера
своего оркестра и прекратил активную концертную деятельность.
При всей популярности Мориа оставался в тени как личность: он редко давал интервью, избегал публичности и
сосредотачивался исключительно на музыке.
Запоминающиеся
мелодии коллектива Мориа использовались в качестве заставок для телепередач и
саундтреков к знаковым фильмам. Например, композиции музыканта звучали в
передачах «В мире животных» и «Кинопанорама», а также в фильмах «Профессионал»,
«История любви», «Шербургские зонтики».
В чем же секрет невероятной популярности
оркестровой музыки вообще и музыки Мориа — в частности? Думается, в том, что,
во-первых, эта музыка могла звучать как в концертном зале, так и в качестве
фона дома, в автомобиле, где угодно: она не отвлекала, но создавала
благоприятную атмосферу, делала людей лучше. Во-вторых, в том, что лидеры
оркестров – Мориа, Джеймс Ласт, Фыранк Пурсель, Каравелли — внимательно следили
за хит-парадами и мгновенно аранжировали для оркестров популярные песни
(известно, что «Индейское лето» Джо Дассена было готово к оркестровому
исполнению уже на следующее утро после того, как песня возглавила хит-парад);
в-третьих, в потрясающем таланте самого маэстро: даже сейчас его записи 1970-х
звучат абсолютно современно без всяких скидок на время. И, наконец, в хорошем
вкусе и чувстве такта Поля Мориа. Он был сдержан, скромен, естественен и
удивительно тактичен как в своих аранжировках, так и в жизни. Знакомый с ним
журналист Виктор Мартынов, рассказывая о встрече с Мориа в Париже, отмечал: «Это было море обаяния. Он был абсолютно
естественным. В нем не было ни капли фальши».
Умер Поль Мориа 3 ноября 2006 года в
Перпиньяне на юге Франции.
В память о Поле Мориа после его смерти в 2009 году появился Гранд-оркестр под
управлением Жан-Жака Жюстафре, который исполняет мелодии композитора. В состав
оркестра вошли музыканты, работавшие с Полем Мориа последние два десятилетия.
Аранжировки Мориа до сих пор используют в качестве рингтонов для смартфонов.
Подготовила Найля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий