вторник, 4 марта 2025 г.

Скромная знаменитость - Поль Мориа

Поль Мориа родился 4 марта 1925 года в Марселе (Франция).

Выпускник Марсельской консерватории по классу фортепиано, уже в 17 лет он организовал свой первый оркестр. Переехав в Париж в 1957 году, Поль Мориа поступил на работу в компанию звукозаписи Barclay в качестве аранжировщика и аккомпаниатора. Ему довелось работать с Шарлем Азнавуром, Лео Ферре, Далидой, Лени Эскудеро, Морисом Шевалье и другими известными певцами.

В 1966 году он стал музыкальным директором певицы Мирей Матье и написал для нее хит Mon credo, а также другие песни.

В 1962 году Поль Мориа написал песню Chariot, которой суждено было стать интернациональным хитом. Она получила гран-при Евровидения в 1962 году.

Поль Мориа является автором музыки к кинокомедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» с участием Луи де Фюнеса.

Мориа был единственным исполнителем, который соединил в своих произведениях такие жанры, как северо-американская музыка, кантри, джаз.

В 1965 году Поль Мориа создал свой знаменитый на весь мир оркестр, с которым он записал популярные песни (их инструментальные версии), классическую музыку в собственной обработке. 

Оркестр Мориа считался интернациональным: в нём часто сменялись музыканты, которые, по мнению дирижёра, отличались принадлежностью к той или иной национальности. Так, представители Мексики играли на трубах, а бразильцы — на гитарах. Оркестр гастролировал в США, Канаде, Японии, Корее, в странах Латинской Америки, и везде с грандиозным успехом.

В СССР музыка Поля Мориа также была чрезвычайно популярна. Миллионными тиражами разошлись пластинки с его записями в 1970-е годы. Поль Мориа также записал инструментальные версии русских песен («Под музыку Вивальди» и другие). В 1965 году Поль Мориа записал альбом, посвящённый русской музыке — «Russie de toujours» («Вечная Россия»).

В 1998 году он ушел с поста дирижера своего оркестра и прекратил активную концертную деятельность.

При всей популярности Мориа оставался в тени как личность: он редко давал интервью, избегал публичности и сосредотачивался исключительно на музыке. 

Запоминающиеся мелодии коллектива Мориа использовались в качестве заставок для телепередач и саундтреков к знаковым фильмам. Например, композиции музыканта звучали в передачах «В мире животных» и «Кинопанорама», а также в фильмах «Профессионал», «История любви», «Шербургские зонтики».

В чем же секрет невероятной популярности оркестровой музыки вообще и музыки Мориа — в частности? Думается, в том, что, во-первых, эта музыка могла звучать как в концертном зале, так и в качестве фона дома, в автомобиле, где угодно: она не отвлекала, но создавала благоприятную атмосферу, делала людей лучше. Во-вторых, в том, что лидеры оркестров – Мориа, Джеймс Ласт, Фыранк Пурсель, Каравелли — внимательно следили за хит-парадами и мгновенно аранжировали для оркестров популярные песни (известно, что «Индейское лето» Джо Дассена было готово к оркестровому исполнению уже на следующее утро после того, как песня возглавила хит-парад); в-третьих, в потрясающем таланте самого маэстро: даже сейчас его записи 1970-х звучат абсолютно современно без всяких скидок на время. И, наконец, в хорошем вкусе и чувстве такта Поля Мориа. Он был сдержан, скромен, естественен и удивительно тактичен как в своих аранжировках, так и в жизни. Знакомый с ним журналист Виктор Мартынов, рассказывая о встрече с Мориа в Париже, отмечал: «Это было море обаяния. Он был абсолютно естественным. В нем не было ни капли фальши».

Умер Поль Мориа 3 ноября 2006 года в Перпиньяне на юге Франции.

В память о Поле Мориа после его смерти в 2009 году появился Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жюстафре, который исполняет мелодии композитора. В состав оркестра вошли музыканты, работавшие с Полем Мориа последние два десятилетия.

Аранжировки Мориа до сих пор используют в качестве рингтонов для смартфонов.

Подготовила Найля Сабитовна Якимович

Комментариев нет:

Отправить комментарий