5 марта 1950 г. (75 лет назад) родился известный волгоградский писатель-фантаст Евгений Юрьевич Лукин.
Евгений Юрьевич родился в Оренбурге в артистической семье.
Мать -
драматическая актриса; отец — заслуженный артист Туркменской ССР, несколько лет был главным
режиссёром Ашхабадского русского драмтеатра. Евгений Лукин вспоминал: «Детство моё прошло за кулисами. Города так и
мелькали: Оренбург, Тула, Псков, Вологда, Севастополь, Ашхабад. В творческом плане целиком обязан родителям, в
основном отцу. Поначалу часто ловил себя на мысли, что скорее режиссирую,
нежели пишу».
Образование
филолога Лукин получил на историко-филологическом факультете Волгоградского пединститута, где познакомился и со своей
будущей женой Любовью Белоножкиной. В 1972 году, окончив институт, они
поженились. Непродолжительное время (1972—1973) работал учителем в сельской
школе Камышинского района Волгоградской области. Далее служил в рядах Советской армии, под Ташкентом. После демобилизации вернулся с супругой в Волгоград, где в 1974 году у них родился сын Юрий.
Как
вспоминал Евгений Лукин, ему доводилось работать «монтировщиком сцены, резчиком холодного металла, фотографом,
ответственным секретарём журнала, потом газеты…» На сайте «Лаборатория
фантастики» итоги этого периода жизни Евгения Лукина описывается так: «за двадцать лет сменил десять городов, три
школы, четыре вуза – и заработал в итоге всего один диплом учителя русского
языка и литературы».
Совместно с
женой Евгений Лукин начинает писать фантастические рассказы «в стол». В 1981 году повесть «Каникулы и фотограф» печатается в газете «Вечерний Волгоград». С
тех пор Лукины регулярно публикуются в газетах, журналах и сборниках, среди
которых «Знание — сила», «Вокруг света», «Советская фантастика» и другие. По большей части это повести и
рассказы: «Сталь разящая», «Строительный», «Монумент», «Отдай мою посадочную
ногу!», «Вторжение», «Разрешите доложить!» и др. Произведения Лукиных
переводятся на чешский, болгарский и немецкий языки.
В 1990 году во Франции выходит
их первая книга. В 1992 году соавторов принимают в Союз писателей СССР. Однако вскоре Любовь умирает. С 1993 года
Евгений пишет один. Вспоминал: «Соавторство распалось за несколько лет до
смерти Белки (студенческое, а затем и семейное прозвище Любови Лукиной).
Видимо, она просто устала собирать истину по кусочкам и решила обрести её сразу
и целиком — ушла в религию…» Первый его самостоятельный
рассказ — «Словесники».
В дальнейшем
Евгений Лукин переходит на крупную форму: «Зона справедливости», «Катали мы
ваше солнце», «Алая аура протопарторга», «Разбойничья злая луна», «Чушь собачья». Также он издаёт стихи. Вышло
несколько сборников: «Фарфоровая речь», «Чёртова сова» и др. Кроме того,
записывает диски авторской песни и переводит зарубежную фантастику: Пирса Энтони и Барбару Хэмбли. Живёт в Волгограде, женат вторым браком на Надежде Лукиной.
Евгений
Лукин входил в редакционный совет фэнзина «Шалтай-Болтай», который был признан лучшим в Европе изданием, выпускаемым любителями
фантастики. В произведениях Лукина присутствует чаще всего минимальное
фантастическое допущение, в них описывается современный мир и реально
существующее общество — вне зависимости от того, где и когда формально
происходит действие.
Большинство критиков характеризуют творчество Лукина как
«ироническую фантастику» и называют автора «фантастом-юмористом» Тем не менее ряд произведений Лукина,
выдержанных в явно пародийном ключе и содержащих гротеск, трудно
назвать юмористическими, так как в них содержится горькая сатира на реальность (романы «Катали
мы ваше солнце», «Алая аура протопарторга», цикл новелл «Портрет кудесника в
юности»). Так, «Портрет кудесника в юности» показывает быт современного
провинциального городка настолько реалистично, что эти рассказы вряд ли можно
отнести к фэнтези; они сочетают в себе комедийность и трагедийность, «Алая аура протопарторга» является
политической сатирой в духе «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, при этом художественные средства,
используемые Лукиным для создания карикатурного образа «коммуно-патриотов»
1990-х годов, оригинальны и эффектны.
Лукин
приобрёл репутацию фантаста, очень внимательного к стилистике текста, в наибольшей мере воздействующего на читателя средствами
языка, а не логическими конструкциями, фантдопущениями и пр. Средствами
языка он может сказать не меньше, чем сюжетными поворотами.
Особенности
творческого стиля Лукина — игры с лексикой и
стилистикой, продуцирование неожиданных смыслов из уже имеющихся, в том числе
конструирование новых слов, если этого требует логика повествования. В
частности, один из художественных приёмов прозы Лукина заключается в том, что
писатель извлекает из-под привычных, истёршихся значений какого-либо понятия
всю семантическую стратиграфию, корни которой уходят в отдалённое прошлое.
Оценку
вклада Евгения Лукина в отечественную фантастику сложно представить в полной
мере, а скромно это укладывается во фразу: «обладает всеми отечественными
наградами». Евгений Лукин первым получил премию Аркадия и Бориса Стругацких, он
брал награды на престижных фантастических фестивалях – Интерпессконе, на
РосКоне и других фантастических конвентах.
В настоящее
время Евгений Юрьевич входит в редакционный совет издательства «Перископ-Волга»
(г. Волгоград), является председателем жюри конкурса короткого фантастического
рассказа «Феникс» памяти Сергея Синякина, ведёт литературную студию
Волгоградского отделения Союза писателей России.
Подготовила Найля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий