25 марта 1985 года (40 лет назад) по Центральному
телевидению начался премьерный показ телефильма «Гостья из будущего».
«Гостья из будущего» — советский
детский телевизионный научно-фантастический многосерийный фильм из 5 серий,
снятый Павлом Арсеновым на киностудии имени Горького в 1984 году по мотивам
фантастической повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Данную повесть
Булычев писал для своей дочери Алисы, именно поэтому он и решил так назвать
главную героиню. Свою повесть он начал писать еще в 1965 году, но выпустить ее
он смог лишь 13 лет спустя в 1978 году.
Идея экранизации родилась у Арсенова
в конце 1970-х годов — детская фантастика в тот период пользовалась большой
популярностью. Решающей стала встреча Павда Арсенова с Ричардом Викторовым,
который ранее снял такие известные фильмы как «Через тернии к звездам» и «Москва-Кассиопея».
«Заболев» идеей снять фильм, Павел
Арсенов встретился с Киром Булычевым, чтобы обсудить идею сделать экранизацию
его повести «100 лет тому вперед». Кир Булычев не только согласился на
экранизацию, но и даже написал сценарий к фильму (то есть адаптировал свою
повесть). Ну а режиссер не остался в стороне. Он также помогал Булычеву в
написании сценария.
Много забавных моментов было и во время
поиска актеров на роль школьников. На кастинг пришло огромное количество
школьников, которые хотели сняться в экранизации культовой книги.
Меньше всего проблем было с поиском
актера на роль Коли Герасимова. Юного актера Алексея Фомкина пригласили сразу,
так как создатели видели его в «Ералаше».
Семен Бузган изначально пробовался на
роль Фимы Королева, но в итоге ему досталась роль Коли Садовского. По его
словам, многие хотели сыграть Фиму Королёва, но в итоге многих из них
распределяли на другие роли.
Особенно трудно было найти девочку на
роль Алисы. На эту роль было более сотни претенденток. Никто из школьниц не
подходил на эту роль, будто им чего-то не хватало. Тем не менее, некоторые
девочки, которые пробовались на роль Алисы, все равно попали в фильм. Нак,
например, Наташа Шанаева хоть и не стала Алиса, но зато сыграла Лену Домбазову.
Но тут режиссер заметил скромную девочку
Наташу Гусеву. Как оказалось, она пришла вовсе не на пробы, а просто за
компанию с подругой. Ее же основной целью было взять автограф у Кира Булычева.
И тут Арсенов и Булычев поняли, что перед ними та самая Алиса, которую они
искали. В итоге Наташа Гусева получила не только автограф писателя, но и
главную роль в фильме.
Но Гусева настолько растерялась, что
когда ее спросили год рождения, то она назвала 1872 год вместо 1972 года. Настоящая
путешественница во времени!
Юных актеров, сыгравших школьников, не
гримировали для фильма. Режиссер настаивал, что они должны выглядеть в кадре
естественно. Единственное, Павел Арсенов попросил детей не загорать на солнце,
чтобы по ходу съемок фильма их цвет кожи не менялся.
Во время трюковых сцен актеров конечно же
подменяли дублеры. Так, например, во время съемки сцены, где Алиса
перепрыгивает через забор, ее подменила юная гимнастка Оксана Компаниец (1971
г.р.). Для того, чтобы «перелететь» через забор, ей пришлось прыгать с
подготовленной подкидной доски.
Одним из самых запоминающихся персонажей
в фильме стал робот Вертер в исполнении Евгения Герасимова. Образ Вертера был
взят из итальянского фильма «Война роботов» (1978). Даже прическа была
позаимствована оттуда.
Съёмки начались в 1983 году и
продолжались до августа 1984 года.
Главным вызовом для съёмочной группы стало
создание футуристического мира будущего в условиях ограниченных технических
возможностей. Спецэффекты и декорации создавались преимущественно вручную.
Художнику-постановщику дали отдельное
задание - придумать, как будет выглядеть миелофон. Художник долго думал над
внешним видом устройства из будущего и в итоге, спустя некоторое время, он
придумал положить кусок необработанного кварца в подарочную коробку. Но для
того, чтобы его удобнее было носить, к нему приделали ремешок.
Самыми дорогими стали летающие аппараты
«флипы» — пять штук сделали на заказ в Прибалтике и каждый стоил около 5
000 рублей. Помимо полноразмерных моделей были сделаны их маленькие копии с
крошечными фигурками в кабинках.
Сложнее всего далась съёмка переноса во
времени Коли Герасимова — цветные кадры было очень трудно создать. Поэтому
использовали различные склейки и наложения, и на производство одного кадра мог
уйти и месяц.
Большинство натурных съёмок, в том числе
и сцены будущего, прошли в Москве. Сцены в КосмоЗоо снимали в Главном
ботаническом саду, станция флипов «Проспект Мира» снималась на аллее
Космонавтов рядом с метро «ВДНХ», а южный вестибюль станции метро «Ботанический
сад» был использован в качестве натурного фона терминала космопорта.
Песня «Прекрасное далеко» была
написана поэтому Юрием Энтиным и композитором Евгением Крылатовым. А вот
исполнять ее должен был детский хор.
Но в итоге создателям не понравилось, как
звучит данная композиция в исполнении детского хора, поэтому решено было
обратиться к 38-летней певице Татьяне Дасковской.
3 года спустя (в 1987 году) вышел фильм «Лиловый
шар», который также был снят по повести Кира Булычева все тем же Павлом
Арсеновым. Да и к роли Алисы вновь вернулась Наташа Гусева. Также, в этом
фильме присутствовало немало актеров, которые ранее снимались в фильме «Гостья
из будущего», но уже в других ролях.
Смотреть на Рутуб - https://rutube.ru/video/fbda865a3ff6b527b99091d6d4a46ac4/?r=wd
Комментариев нет:
Отправить комментарий