20
марта 1905 года (120 лет назад) родилась советская писательница Вера Панова.
Сочинения
Веры Федоровны Пановой сегодня не популярны, разве что трогательная детская
книжечка «Сережа» время от времени появляется на книжных прилавках
Семьдесят
лет назад имя Веры Пановой гремело - сочинения культового литератора появлялись
на страницах всех «толстых» журналов, книги печатались стотысячными тиражами, в
театрах шли пьесы, снимались художественные фильмы.
«Пусть
внуки когда-нибудь прочтут, какая-такая была у них бабка, плебейка, вышедшая в
число писателей», — Вера Фёдоровна по-настоящему, искренне гордилась
известностью.
Родилась
будущая писательница 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону в купеческой семье.
Несмотря на такой статус, детство ее прошло в крайней бедности: отец утонул,
катаясь на яхте, мать еле тянула существование семьи, получая гроши в
аптекарской конторе.
Всего
четыре класса гимназии окончила Вера, на большее не хватило средств, но упорная
девочка продолжила обучаться дома, впоследствии указывая во всех анкетах, что
все, что она узнала - только благодаря самообразованию. Знаний вполне хватало,
чтобы подрабатывать репетиторством, готовя малышей в гимназию, а затем и для
написания газетных заметок в газете «Трудовой Дон».
Вера
Панова всем сердцем полюбила журналистику и с головой ушла в мир газетных
репортажей, фельетонов, статей и очерков. В детских газетах и журналах
«Костёр», «Горн», «Ленинские внучата» проклюнулись первые ростки создания
авторской прозы - повестей и рассказов, посвящённых подрастающему поколению
страны Советов.
В
1935 году из славного Ростова-на-Дону Вере Пановой пришлось спасаться бегством:
начались чистки, арестовали и сослали на Соловки мужа, ее саму моментально
уволили с работы - готовился трагический финал, которого чудом удалось
избежать.
В
провинции Панова продолжала писать: оставшаяся в безвестности пьеса «Илья
Косогор», пьеса «Старая Москва», которую готовил к постановке Юрий Завадский.
Но война внесла свои коррективы, стало не до творчества, а жизнь наполнилась
непреходящим ужасом: пересыльный лагерь под Псковом, пеший переход под
бомбежками на Украину, где остались родные, спасение в лесу от угона в
Германию…
Война окончилась для Веры Пановой в Перми, городе с огромным количеством эвакуированных детей, оставшихся без родителей.
«Наиболее стремились получить
ребёнка на воспитание те люди, – вспоминала писательница, – у которых было
много детей. Помню одного милиционера и его жену, у них было трое собственных
детей, жили они в коммунальной квартире, а между тем – как они добивались
получить из детдома ещё одного ребёнка. Им отказывали, ссылаясь на неважное их
устройство, а они продолжали, что называется, обивать пороги учреждений, пока
не добились своего. Помню, как гордо они уводили из детдома сиротку-девочку,
держа её за руки, как жена милиционера строила планы, как она оденет девочку
(свои дети у неё были мальчики). Всё увиденное показалось мне так важно, что захотелось
написать не очерк, а повесть, хотя бы совсем маленькую».
Так
и родилась потрясающая повесть «Евдокия», экранизированная в 1961 году
режиссером Татьяной Лиозновой.
В
декабре 1944 года по заданию редакции газеты Вера Панова совершила четыре рейса
в военно-санитарном поезде к местам боёв за ранеными. Итогом «рейда» стала
повесть «Спутники» - ставшая самой яркой литературной сенсацией окончания
Великой Отечественной войны, за создание которой Панова была удостоена
Государственной (Сталинской) премии СССР. В 1975 года Пётр Фоменко снял на
основе повести очередной великолепный фильм «На всю оставшуюся жизнь»,
пронизанный чувством надежды и радостью общего дела во имя Победы.
«Серёжа»…
История мальчика, находящегося в «нежном дошкольном возрасте» давно вызревала в
сознании писательницы: «Тема „ребёнка“ жгла мне руки: словно я в них держала
что-то горячее и хрупкое, что может разбиться, и потому надо скорей его
пристроить».
Повесть
«Серёжа» - совсем небольшая по объёму, была напечатана в 1955 году в журнале
«Новый мир» у Константина Симонова. Совсем не детская книга, мы видим
окружающий мир глазами шестилетнего ребёнка, учимся понимать и уважать желания
и поступки маленького человека. Мир этот совсем не похож на наш – мир взрослых
людей, он добрый, светлый, до краев наполненный надеждой и каждодневным
счастьем.
«Вы
написали классическую книгу, которая рано или поздно создаст Вам всемирное имя,
– сразу же после прочтения повести написал Пановой Корней Чуковский. – Не
сомневаюсь, что её переведут на все языки. Повесть классически стройна,
гармонична, выдержана во всех своих – очень строгих! – (подлинно классических)
пропорциях. Это-то и восхищает меня больше всего, – дивная соразмерность
частей, подчинённость всех образов и красок единому целому, та самая, что
чарует нас в пушкинской и чеховской прозе».
К
100-летию со дня рождения русской писательницы вышла без купюр книга ее
воспоминаний «Моё и только моё», которую обязательно следует прочесть каждому,
кто хочет открыть для себя ярчайшую личность трижды сталинского лауреата и
автора настоящих народных книг Веры Фёдоровны Пановой.
Из книг Веры
Пановой:
Ничто
любимое не может быть обузой.
Отвратительная это манера — хихикать. Хорошие
люди улыбаются или смеются громко.
Умирают
те, у кого есть в жизни какая-нибудь трещина; вот в эту трещину и проникает
смерть.
Торжествовать можно только победу над сильным.
Много ли чести победить слабое сердце?
Я
просто считаю - если что-то делать в жизни, так делать без дураков, всерьез,
иначе скучно.
Лучше
сидеть одному, чем со злым; но лучше сидеть с добрым, чем сидеть одному. И
лучше говорить ищущему знание, чем сохранять молчание; но лучше молчать, чем
вести пустой разговор.
Избегайте
подмечать и осуждать в других людях недостатки, особенно такие, которые есть в
вас самих.
Быть правдивым не значит во всех случаях, в
глаза или за глаза, «резать правду-матку»: не всякая правда полезна, об ином
следует и умолчать, особенно если правда касается других.
Подготовила
Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий