понедельник, 3 июня 2019 г.

Эльчин Сафарли «Я хочу домой»




Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова постоянно участвует в корпоративных проектах ВМУК «ЦСГБ». К сожалению, не всегда мы успеваем вовремя познакомить читателей блога с результатами такой работы. Представляемое вашему вниманию сегодня эссе было написано к проекту «Моё ПРОчтение», реализованному в прошлом году.




Сафарли, Эльчин. Я хочу домой : роман / Э. Сафарли. – Москва : АСТ, 2015. – 288 с. – (Бестселлеры Эльчина Сафарли).


Дом. Моя крепость. Мой оплот. Моя обитель. Место, где можно укрыться от солнца и спрятаться от неприятностей. Место, которое обустраивается с любовью к себе, любимому человеку, детям, родителям, чтобы каждому из членов семьи в нём нашёлся свой уголок, чтобы каждому было тепло, светло и уютно.
Мы привыкли думать о доме, как о материальном объекте, здании. Но дом может быть нематериальным. Дом может быть внутри человека – как частичка его души. Именно так видит его Эльчин Сафарли, роман которого «Я хочу домой» посвящён поискам себя. Ключевыми для понимания этой теории стали слова тёти автора - Амины: «Люди изводят себя на пути к якобы большим целям, стремятся к тому, чтобы о них узнало как можно больше народу, городов. В борьбе за это они забрасывают свой дом – тот, что в них, а не снаружи. Если хочешь быть полезным на новом месте, научись быть полезным дома».
Роман Эльчина Сафарли несколько необычен для восприятия. В нём нет линейности сюжета, словно автор соединил вместе ряд притч или легенд. Более того, роман делится на две части: «Он» и «Она». Повествование ведётся сначала от мужского имени, затем от имени женщины. Впрочем, имён героев автор не называет. Только буквы, которые они ставят в начале своих писем к вымышленным возлюбленным.
Любви в том смысле, в котором мы привыкли воспринимать это слово, в романе нет. Она – плод воображения двух героев. Автор обрывает неспешное подробное повествование в момент, когда они, наконец, поняли, кто именно живёт в соседнем домике. Пять лет счастливой совместной жизни, рождение ребёнка – об этом читатель узнаёт в кратком эпилоге.

Между тем, в книге много говорится о любви. Но не о любви плотской, а, скорее, о любви к людям, к миру, который окружает героев, к литературе и поэзии. И, конечно, о любви к себе, потому что с неё начинается дорога к другому «Я», которое должно стать твоим дополнением и продолжением.
Автор блуждает по волнам своей памяти, возвращается мысленно в места своего детства, вспоминает родственников, людей с которыми свела его судьба, передавших ему частичку своего тепла и любви к миру, повлиявших на его духовное формирование. И то же самое заставляет делать героев. Он и Она, словно двойники. Но такими они не родились. Такими они стали, когда построили дом внутри себя, научились любить мир и прощать ему боль, несправедливость, принимая всё, что приходит в их жизнь, как должное. Самой большой потерей для них является потеря близких людей. Герой потерял бабушку, деда, отца… расстался с женой. Героиня – дедушку, маму и маленького сына, умершего от лейкоза. Каждому из них приходится строить свою жизнь заново, учиться любить себя и мир, не чувствовать вину перед ушедшими, и не упускать возможности уделять внимание живым.
Слово «любовь» часто появляется в книге. Это понятие разлито в каждой странице, в каждом слове, эпизоде. Впервые оно приходит на ум при описании Абшерона – места, куда автор с родителями и бабушкой Соной приезжал в детстве. На всю жизнь сохранил он любовь к этому пустынному месту у Каспия, к дому, в котором начал понимать важность внутреннего мира. Случилось это ещё в детстве, когда он и брат заболели краснухой и вынуждены были сидеть дома. Дедушка освободил маринадную (комнату, где солили и мариновали овощи) и расписал её стены волнами, облаками, чтобы внуки могли представить себе, что сидят у моря. Комната перестала быть маринадной и стала Морской.
Апшерон – место пустынное, малонаселённое. Ветер, песок. Здесь все друг друга знают. Здесь живут «не на лестнице», то есть не гонятся за богатством, славой, не делают карьеру. Мерилом чистоты становится белый маяк с красным верхом, который местные жители называют Моцартом. В новолуние из его стен доносилась Шестнадцатая соната до мажор. Она смолкает при приближении людей и начинает звучать снова, как только человек отдаляется… Но однажды Моцарт замолчал на десятки лет, и вновь запел лишь тогда, когда герои нашли друг друга.
Очаровывает описание людей, с которыми встречаются герои. Как можно заглянуть в душу человека? Через его воспоминания, через музыку, через стихи, через поделки, которые появляются из-под его рук.
Главной наставницей героя была бабушка Сона. Она наставляла, что человек проживает ту жизнь, на которую настраивается – если считает её борьбой, будет бороться, если наслаждением – наслаждаться. Её слова во многом определяют отношение автора к жизни и людям. «Слова можно подделать, поступки сыграть, а вот посмотришь в глаза или прикоснешься нечаянно к человеку – и понимаешь, твое или нет. Не делать того, что противоречит внутреннему импульсу, какую бы выгоду с этого ни имел, не терпеть общество тех, кто не делает тебя лучше, – не изменяй этому правилу, Финик. Иначе потеряешь себя, а меня не будет рядом, чтобы помочь», - наставляла главного героя бабушка Сона. Она же преподала ему главный урок любви: «Море (морем она называла детей, потому что они – море любви), пока тебе не станет интересно с собой, ты не встретишь того, кто разделит с тобой себя». С этим напутствием он и вошёл в жизнь.
Для героини первым наставником стал дедушка Эд. Однажды она спросила его: «Деда, куда мне убежать от себя?» Он встал, распахнул окно – в комнату хлынул запах полета чаек. «Только к самой себе, моя девочка». Он поделился с внучкой искусством «возвращаться к себе»: «В доме внутри себя я выделил светлую теплую комнату тем ушедшим, которых продолжаю любить. Это комната без иллюзий и желания уйти вслед за ее жителями. Временами заглядываю к ним, совершаю маленькие путешествия в то хорошее, что было, но дверь комнаты оставляю открытой. Потому что за ней меня ждут настоящее время и его жители, которым я нужен и за которых ответственен. Мне с ними не лучше и не хуже, чем с теми, кто ушел. С ними по-другому. Это разные комнаты, разные люди».
Учителями для каждого из героев стали все люди, встречавшиеся у них на пути. Чимназ - содержательница кондитерской, каждые выходные угощающая в ней детей-сирот. Мастер музыкальных инструментов Нияз, оставивший герою деньги, чтобы он раздал их нуждающимся. И многие, многие другие.
Учат героев не только люди, но и деревья. Герою бабушка рассказывает историю про инжирное дерево-уродца. Покалеченное людьми (сын прокурора врезался в него на своей «Волге»), оно задыхалось от пыли проезжающих машин, но не переставало любить их. Человечество ответило ему тем же через обувщика Гошгара, который узнал в деревце себя (когда-то отец бросил ему презрительное «урод») и начал выхаживать его, защищать от попыток срубить. Со временем деревце окрепло и принесло щедрый урожай, который Гошгар отнёс в детский дом, а сам умер в тени бывшего уродца, которого отныне называли Счастливчик.
Деревья играют большую роль и в жизни героини. Два фисташковых дерева, которые растут в саду Хандан (женщины, давшей жилье героине) под именами Рузу и Арзу «подпускают», признают её, словно обладают собственной волей. Но нет, это не их воля, это воля самой героини дала ей возможность собрать фисташки, потому что, как объясняет Хандан: «Ты полюбила Рузу. А когда любишь то, что делаешь, оно идет тебе навстречу».

Книгу Эльчина Сафарли «Я хочу домой» легко разобрать на цитаты. Она наполнена житейской и философской мудростью. Популярность этого автора у читателей легко объяснить его обращением к глубинам души. Конечно, у каждого  человека есть своя цель в жизни, свои обстоятельства, но есть и нечто, объединяющее всех и каждого. И это единое – сама суть жизни, высказанная в заключительных фразах романа:
«С давних времен люди гадают о дне наступления конца света, боятся, что землю накроет горячей волной, а солнце потухнет. Но намного страшнее, когда конец света наступает внутри человека. Когда любовь покидает мысли, чувства, поступки. Вместо нее приходят эгоизм, страхи, недовольство.
На последнем вздохе человека единственное, что будет иметь значение, – любовь, которой он поделился».

Инна Олеговна Дрыжак

1 комментарий:

  1. Как подробно, как верно!! Браво автору книги и браво автору статьи!

    ОтветитьУдалить