25 июня 1904 года (120 лет назад) родился советский лётчик-испытатель Владимир Коккинаки.
Коккинаки Владимир Константинович
(1904-1985) – легендарный советский летчик- испытатель, установивший 22 мировых
рекорда в авиации. Его называли «король воздушных рекордов». Он работал в КБ
Ильюшина, и, начиная с 1935 года, практически все ИЛы прошли через руки
Владимира Коккинаки. Коккинаки первым в 1939 году совершил перелет Москва –
Северная Америка длиной 8000 км по так называемой «ортодромической дуге».
Именно по «трассе Коккинаки» через 20 лет начались рейсы Москва-Нью-Йорк.
Владимир Коккинаки родился в 1904 году в
Новороссийске в семье портового грузчика. Необычная фамилия Коккинаки досталась
легенде советской авиации Владимиру Константиновичу от обрусевших греков, чьим
прямым потомком он и являлся.
В семье было 6 братьев и сестра, пятеро братьев связали свою жизнь с авиацией. Было время, когда в КБ Ильюшина работал экипаж из трех братьев Коккинаки.
Владимир с 12 лет начал трудовую жизнь:
он работал на виноградных и табачных плантациях, матросом и грузчиком в порту.
Коккинаки стал известным в городе спортсменом: занимался плаванием, боксом,
тяжелой атлетикой, был вратарем сборной Новороссийска по футболу. В 1925 году
он был призван в армию. Отслужив два года в пехоте, Коккинаки начал учиться на
военного летчика. Вскоре талантливому пилоту предложили стать испытателем.
В 1935 году Коккинаки установил свой
первый, неофициальный рекорд мира - на самолёте И-15 достиг высоты 14575 м. С
самолёта для снижения веса были сняты почти все приборы, вместо сиденья
установлена тоненькая дощечка, а сам лётчик был одет только в утеплённую куртку
с унтами и кислородную маску. Рекорд был установлен при шестидесятиградусном
морозе и в негерметичной кабине. В 1936 году Коккинаки впервые в мире выполнил
петлю Нестерова на тяжёлом двухмоторном бомбардировщике.
В 1938 году Коккинаки совершил
беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток протяжённостью 7580
километров в качестве подготовки к перелету в Америку. Перелет длился 24 часа
36 минут и проходил в трудных погодных условиях. Большую часть маршрута летчики
шли на высоте 6000 метров и выше, пилотируя в кислородных масках. Несколько
недель у Коккинаки не сходили мозоли от штурвала на руках.
Регулярные полеты в Америку по маршруту
Валерия Чкалова через Северный полюс были невозможны из-за слишком тяжелых
условий полета. Поэтому возникла идея маршрута по ортодромической дуге
«большого круга»: через Скандинавию, Исландию, над Северной Атлантикой и
Канадой. Первым этот маршрут и прошел Владимир Коккинаки в 1939 году.
Машина вылетела из подмосковного
аэропорта 28 апреля. Курс был на Нью-Йорк. Он был выстроен по кратчайшему
маршруту. Однако вскоре отказал автопилот. Остальное время летели вручную,
кабина промерзла насквозь, уровень кислорода падал. Из-за погодных условий их
не принимали в аэропортах. Самолет совершил вынужденную посадку на острове
залива Святого Лаврентия. О поступке советского летчика писали в американских
газетах. Маршрут же, проложенный Коккинаки использовался для перелетов
впоследствии. За этот перелет летчик удостоен почетной награды – бриллиантового
ожерелья «Цепь пионера розы ветров».
К началу Великой Отечественной войны
Коккинаки был уже в звании генерал-майора авиации. Несмотря на настойчивые
просьбы отправить его на фронт он всегда получал отказ – он нужен был в
качестве испытателя. Ильюшин работал над самолетом-штурмовиком, которого не
было ни у одной армии мира. Коккинаки уже успел облетать Ил-2 и высоко оценил
его качества. Но запускать его в массовое производство не спешили. Только после
личного обращения к Ворошилову, в начале 1941 года его стали выпускать.
В сентябре 1957 года Коккинаки становится
дважды Героем Советского Союза.
Последним самолетом, который испытывал
Коккинаки, стал лайнер ИЛ-62. Этот самолет стал последней работой Сергея
Ильюшина. Про Ильюшина говорили: у него был один летчик-испытатель, и с ним
ничего не случилось. Этот факт – высочайшая оценка мастерства двух выдающихся
людей – конструктора и испытателя.
В 1964 году карьера лётчика-испытателя
была завершена. За свою долгую работу в небе Коккинаки установил 20 мировых
рекордов.
Оставив лётную работу, Владимир
Константинович не ушёл из авиации, он продолжал трудиться в конструкторском
бюро Ильюшина. В 1967-1968 годах он возглавил Международную авиационную
федерацию.
Прославленный лётчик умер 7 января 1985
года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий