28 июня 1894 года (130
лет назад) родился советский кинорежиссер Абрам Роом.
Родился в Вильнe, в многодетной семье
Мордхеля (Мордуха) Беньяминовича Рома (1852—1923) и Леи Давидовны-Абелевны Ром
(1872—1914), уроженцев Евье. В 1904 году поступил в виленскую восьмилетнюю
частную гимназию Н. А. Виноградова, которую окончил в 1914 году. 5 февраля 1915
года «евьевский мещанин А. М. Ром явился к исполнению воинской повинности,
но по освидетельствованию был признан совершенно неспособным к воинской службе».
Как и многие его сверстники, в
кинематограф он пришел после традиционных попыток получить серьезную профессию
медика-психиатра.
В 1914-1917 годах учился в Петроградском
психо-неврологическом институте, в 1917-1922 годах — на медицинском факультете
Саратовского университета.
Но его поманил театр (сначала в Саратове «Показательный детский», затем в Москве - «Театр Революции») и первые опыты в кино (природа кинематографа виделась как забавный аттракцион).
С 1923 года — режиссёр театра Революции в
Москве, сорежиссёр Мейерхольда по спектаклю «Озеро Люль». Режиссёр и педагог
Высшей педагогической школы ВЦИК в Москве. В 1925-1934 годах — педагог ВГИКа,
доцент.
С 1924 года — режиссёр киностудии
Госкино, Совкино, Союзкино. С 1936 года — режиссёр киностудии Украинфильм, с
1940 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».
Первыми его фильмами были эксцентрические
комедии, названия которых говорят сами за себя - «Что говорит «Мос», сей
отгадайте вопрос» и «Гонка за самогонкой».
Он создавал своё направление в кино.
Главное — актёр и даже театральный, психологизм, бытописательство. Его
кинематографический почерк сегодня назвали бы гиперреализмом, имея в виду
сверхвнимание к среде, атмосфере действия, игре исполнителя с вещью, внутреннему
состоянию человека. Найти себя ему помогал докинематографический опыт: учение у
великого психолога В. Бехтерева, изучение книг З. Фрейда, профессиональное
занятие медициной, работа в театре.
Новаторство двух самых совершенных немых
фильмов Роома - «Третья Мещанская» и «Приведение, которое не возвращается» -
сделало его европейской кинознаменитостью.
Роома называют родоначальником
эротического кино и считают одной из предтеч итальянского неореализма. К
середине 30-х интерес режиссера к интимной жизни человека стал почти крамолой,
и он подвергся запрету «как идеологически вредный, формалистический, непонятный».
Правда, и в этом прокрустовом ложе умный, недюжинный художник умел создавать
шедевры – например, кинотрагедию «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова.
Художественный руководитель фильмов «На
графских развалинах» (1957), «Дело № 306» (1956). Автор сценария фильма «Ветер»
(1926), снялся в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927).
Роому было 70, когда в 1964 году он снял «Гранатовый
браслет». За Куприным последовал Бунин (не разрешенный к постановке «Солнечный
удар»), за ним Чехов («Цветы запоздалые») и, наконец, Горький («Преждевременный
человек» по пьесе «Яков Богомолов»).
Умер Абрам Роом в Москве в 1976 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий