27 мая 1794 года (230 лет назад), Екатерина II подписала указ о строительстве
Одессы.
Россия в последней четверти XVIII
века активно присоединяла Причерноморье. В 1783 году армия империи заняла
Крым, таким образом избавив от опасности нападений степи в низовьях Дона и
Днепра. Началось освоение Новороссии — там начали селиться русские и частично
немецкие колонисты. Привлекали их туда плодородные земли: очень быстро южные
губернии России стали растить хлеб на экспорт.
Однако, в отличие от Балтики,
никакой портовой инфраструктуры на южных берегах не было, поэтому
при Екатерине началось активное городское строительство.
Города получали античные названия — таким образом Петербург готовился к реализации главного идеологического проекта царствования Екатерины, «Греческого проекта». Так как в многочисленных войнах русская армия оказывалась сильнее турецкой и войны заканчивались присоединением все новых и новых земель, то возникла идея о воссоздании «Греческой империи» со столицей в Константинополе и с двоюродным братом императрицы Константином на престоле.
Новые названия «под антику» получили
Гезлёв (ставший Евпаторией в честь Митридата Евпатора), Кафа (ставшая
Феодосией в честь византийского императора Феодосия) и другие населенные
пункты. Греческие имена получали вновь заложенные города — Севастополь и
Симферополь в Крыму, Херсон — в низовьях Днепра.
Не стала исключением Одесса: заложенная
на месте татарского поселения Хаджибей и названная в честь античного
города Одессос.
Ей пришлось выдержать конкуренцию
за право появления на свет с Очаковом — крепостью, взятой
русскими войсками у турок в ходе войны 1787–1791 годов.
По Ясскому миру Турция признавала присоединение к России Крыма,
Кубани и Северного Причерноморья с Очаковом. Однако партия, которую
возглавлял неаполитанский иммигрант Де Рибас, интригами склонила императрицу
к тому, чтобы построить новый порт на берегах Хаджибейского залива.
Козырем Одессы стало расположение
на удобном берегу, позволявшем контролировать устья Буга и Днестра, а
также защищенном от ветров.
«Уважая выгодное положение Хаджибея
при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали мы нужным
устроить тамо военную гавань вкупе с купеческой пристанью», — говорилось
в рескрипте императрицы.
Путь небольшого поселения к столице
Юга России не был так уж прост. В 1796 году скончалась Екатерина II. Ее
наследник — Павел I приказал «комиссию южных крепостей и Одесского порта
упразднить». Однако уже закрепившиеся на черноморских волнах купцы от
имени магистрата отослали «высочайшему двору апельсинных фруктов самого лучшего
сорта три тысячи». Императору присланные дары пришлись по вкусу, и
ходатайство одесситов на 25-летний заем для достройки порта было
удовлетворено.
Смерть Павла в 1801 году стала
для Одессы началом периода бурного роста. Александровское правительство
видело огромные перспективы в этом городе — не только для экспорта
товаров из Волыни, Подолии и Украины, но и для импорта
из средиземноморских стран и Турции. Министр коммерции князь Гагарин писал
про Одессу: «Сие место дано от Бога России золотым источником».
В возвышении Одессы сыграл роль и
«человеческий фактор»: в начале XIX века ее градоначальником стал
французский иммигрант герцог Ришельё, который добился снятия налогового бремени
с города и сделал его центром Новороссийского генерал-губернаторства.
Одесса быстро
стала крупным торговым портом. Военное присутствие там стало незначительным –
залив достаточно хорошо просматривался, и военные корабли там были бы уязвимы
для противника. Этим Одесса отличалась, к примеру, от Севастополя,
бухта которого была прекрасным убежищем для военного флота. Поэтому
коммерческий порт Севастополя был невелик, а в 1899 году и вовсе переведен
в Феодосию – город на юго-востоке Крыма. Отсутствие
в Одессе значительных военных объектов позволяло сделать порт открытым
для судов под иностранными флагами. Привлекало иностранных торговцев
и то, что он находился в статусе порто-франко — гавани без обложения
импортных товаров налогами — с 1819 по 1859 год.
Основой одесской
экономики стал вывоз зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Город
называли пшеничным городом, хлебным портом.
В конце XIX века
к этому добавился экспорт металла из Донбасса: как раз в это
время на экономической карте империи появляется Донецко-Криворожский
промышленный район, богатый углем и рудой.
Вывозить
продукцию многочисленных металлургических и обрабатывающих заводов было удобно
по железной дороге в Одессу и далее морем конечным покупателям
в Европу и Америку. Впрочем, Одесса конкурировала за эти потоки
с Мариуполем и Новороссийском.
Одесса
с самого начала своего существования стала «регулярным» городом. Ее
строили по плану — поэтому многие улицы в центре Одессы пересекаются
под прямым углом. Но в XIX веке рационализм екатерининской эпохи был
разбавлен экспериментами местных купцов. В конце XIX века в городе
появился Оперный театр в стиле венского барокко, а с 1910
года по Одессе начал ходить электрический трамвай.
По переписи населения 1897 года
Одесса была четвертым по населению городом Российской империи, уступая
лишь Петербургу, Москве и Варшаве. Это был крупный промышленно развитый центр.
Еще одна особенность Одессы — ее многонациональность и портовый космополитизм.
Греческая, еврейская, болгарская и молдавская диаспоры вносили вклад не только
в экономику Одессы, но и в ее культуру и язык, ставший общеизвестным
благодаря, к примеру, рассказам И. Бабеля.
В годы Гражданской войны Одесса
неоднократно переходила из рук в руки и стала центром французского
присутствия.
Но уже весной 1919 года французы
начали выводить свои войска, а вместе с ними из города потекла
эмигрантская река. В советское время Одесса, хоть и была областным
центром, оставалась все же украинской провинцией. Так, в Одессе не
построили метро, хотя город был миллионником (в отличие от Харькова и
Днепропетровска, где метро есть).
Однако одесский колорит сохранялся: его
разносили по Союзу тысячи отдыхавших в городе и его окрестностях,
кроме того, популярными были многие романы и рассказы одесских писателей
— сатирическая дилогия И. Ильфа и Е. Петрова об Остапе Бендере,
тетралогия В. Катаева «Волны Черного моря» и другие.
После распада Союза Одесса пережила новую волну эмиграции. Многие ее жители считают, что старой Одессы больше нет. Но они же уверены, что Греция, Израиль и Брайтон-Бич во многом стали заповедниками старой Одессы, ее специфического говора и юмора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий