пятница, 2 февраля 2024 г.

«Февраль. Победа. Сталинград». Письма защитников Сталинграда


Можно много говорить о судьбе солдат Сталинграда, о их героизме и мужестве. Но не лучше ли прочитать реальные письма участников сражения, которые приходили во время битвы в редакцию газеты «Сталинградская правда».

Их приводит в своей книге «Сталинградский «котёл» Юрий Чепурин. 

«Я сейчас опишу вам свое веселое настроение»

…Я сейчас опишу вам свое веселое настроение. Очень чувствую себя весёлым и бодрым: громим немецкую свору день и ночь. Не даём им покоя, разбиваем их блиндажи и дзоты, чтобы быстрее очистить Сталинград и уничтожить всю германскую армию. Я – комсомолец. Иногда приходилось нам очень трудно – фашисты в некоторых местах прижимали нас к Волге, но ничего не сломило нас. Немцы узнали, что за город Сталинград, и ещё узнают. Я лично немало перебил негодяев, которые хотели сбросить нас в Волгу. Но это им не удалось и не удастся никогда!

1943 год мы встретим победой в Сталинграде, и погоним врага на Запад. Будем уничтожать его до полного уничтожения.

Филиппенко Михаил Андреевич.

38-я дивизия, 120 полк, 1 батальон.

«И будут помнить все защитники Сталинграда»

Я, боец 62-й армии Сталинграда, хочу написать о своём товарище Филимонове. Это был бесстрашный воин-связист, были такие случаи, когда враг нахально лез на нашу оборону, на горстку бойцов. Особенно нахальными были немецкие автоматчики. Вот они уже совсем близко от нас. Тогда Филимонов взял в руки винтовку и начал в упор расстреливать фрицев. Но его сразила вражеская пуля. Он погиб, но его подвиг будут помнить все защитники Сталинграда.

Писал Андреев Василий Васильевич.

ППС 2185, часть 107.

«Мы переправили 150 раненых»

Во-первых, я хочу вам сообщить о приезде на Сталинградский фронт.

19 августа 1942 года мне пришлось столкнуться с большими силами врага. Я тогда командовал отделением. На нас пошли немецкие танки, их было около 20 штук с автоматчиками.

Я дал приказ своим бойцам: «Назад – ни шагу!» И мы пошли навстречу. Атаку немецких танков остановили, а потом сами перешли в контратаку и отбросили немцев назад. Это дало нам возможность переправить через Волгу 150 раненых.

В Сталинграде я прошел самую суровую школу. Расскажу один характерный эпизод. На нас повели наступление немцы. Их было до батальона, а нас всего 13 человек. Из строя вышел командир роты, его заместитель – политрук. Оставался за командира младший лейтенант. Немцы вели ураганный огонь. В нас летели гранаты, они падали нам прямо под ноги. Бомбили самолёты. Но мы стояли стойко, положили фрицев около четырех десятков. Тогда они откатились как пробки. Даже интересно было смотреть, как они бежали…

Многое описать можно, но все боевые эпизоды не опишешь.

22.12.42 г.                                       ППС 2185. Часть 151.

Гвардии младший лейтенант Копылов Фёдор Николаевич.

«Между нами не было разницы»

Я буду встречать Новый год новыми победами и освобождать тракторный завод от фашистов. Я бил врага штыком и гранатой, бил из винтовки и автомата. Я обращаюсь ко всем своим товарищам, которые помогают нам в тылу: берегите оружие и ещё больше присылайте его нам. Сберегать оружие мы должны для победы.

Я и мои товарищи находимся сейчас очень близко от врага, но на нашем участке фронта он не прошел, мы его не пустили. Немцы бросили на наш участок 30 самолётов и до 20 танков, но всё-таки победить нас не могли.

Чему научил меня Сталинград? Нужно каждый дом оборонять до конца, превращать его в крепость. Я нахожусь среди бойцов другой национальности, между нами не было разницы. Мы друг другу помогали, и у нас была одна мечта: скорее победить врага.

Много раз я находился под бомбёжкой, а 2 ноября враг начал бросать мины. Начал он с пяти часов ночи и до пяти часов дня не прекращал огонь из своих миномётов. Это число я сроду не забуду.

Хипилов Г. М.[1]

ППС 4794, часть 508.

«Приказ – есть закон»

Впервые прибыли в город Сталинград. Я был старшиной из сапёрной роты. И в этот же день наша молодая часть вступила в бой с коварным врагом, который хотел задушить нас своей техникой, сбросить в Волгу.

Но враг просчитался. Наша часть вынесла все натиски врага. Но в этот первый день боя был ранен помкомроты по материальному обеспечению. Командир роты отдаёт приказ, чтобы эту должность занял я. И отдаёт второе приказание: к 23 часам представить боеприпасы и продукты роте. Но в эту ночь враг вёл такой ураганный огонь, что трудно рассказать. Но приказ – есть закон, его надо выполнить в указанный срок. Дело решено. Запрягаем лошадей и скачем на выполнение задачи. Немцы заметили нас и начали обстреливать, снаряды и мины рвались сбоку и спереди.

Но это не остановило нас. Приказ был выполнен, несмотря на все преграды врага.

За отличное выполнение приказов я награждён медалью «За боевые заслуги». Мне присвоено звание «младший лейтенант». Мы поклялись стоять за Родину так, как стояли и сражались за неё бойцы, которых мы сменили на этом маленьком клочке земли у посёлка Спартановка.

23.12.42 г.

Младший лейтенант Шатилов А. С.

ППС 1794, часть 508.

«Клянусь перед Родиной»

Я, Шахова Тамара Германовна, прибыла в 120-ю гвардейскую дивизию 11-го 1942-го года. Работаю в качестве санинструктора. Приехала защищать родной Сталинград. Под свист пуль, под разрывами снарядов я оказываю скорую помощь раненым бойцам и командирам.

Клянусь перед Родиной, что я с честью выполню свой священный долг. Не видать немецким паразитам Сталинграда, не пить из Волги воды. Пусть знает враг, что мы сильны, что советский народ непобедим. Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами.

Шахова Тамара

ППС 2185, часть 199.

«Не жалей сил, окапывайся!»

Вот уже четвёртый месяц я веду борьбу с подлыми фашистскими захватчиками, полезшими на Сталинград.

Опыт говорит, что глубоко окопавшийся боец недоступен для врага. Не жалей сил, окапывайся, окапывай свою боевую технику.

Особенно хорош метод уничтожения фрицев – это совместное действие миномётчиков со снайперами. Миномётчики выкуривают фашистов из их логовищ, а снайпер подбивает тех, кто уцелел и пытается бежать или ищет новое логовище.

23.12.42 г.                            Красноармеец Белканов.

ППС 1794, часть 368.

 

«Я, красноармеец Гордеев Василий Владимирович…»

Я, красноармеец Гордеев Василий Владимирович, уже пятнадцать дней нахожусь на фронте борьбы с германским фашизмом в районе города Сталинграда. Действую ПТР. При наступлении наших стрелков я прикрываю их действия огнём из своего противотанкового ружья. Замечаю огневые вражеские точки и сразу прекращаю их действия своим огнём. Днём и ночью я тщательно наблюдаю за движением противника и сразу реагирую на его действия. К Новому году я надеюсь ещё лучше усовершенствовать свою боевую работу по очистке Сталинграда от гитлеровских мерзавцев.

Гордеев В. В.

«Завязался жестокий бой»

Это было 7 августа 1942 года на подступах к городу Сталинграду. Этот день мы никогда не забудем.

С раннего утра противник пошёл в наступление при поддержке артиллерии, танков и «весёлых ребят» (так называют наши бойцы пилотов фашистских стервятников).

Завязался жестокий бой. Драться нам пришлось до позднего вечера.

Немцы подходили на восемьсот метров, их танки зажимали нас в кольцо. Мы расстреливали их прямой наводкой. Своей стойкостью мы остановили врага.

Мы, защитники славного города Сталинграда, обязуемся придти к Новому году с новыми боевыми успехами, будем уничтожать количество истребленных фашистов и их техники. Мы покажем всему миру как могут и как дерутся сталинградцы. На победоносных наших знамёнах мы понесём нашу победу вперёд, на Запад. Любовь к партии, любовь к народу и своей Родине мы докажем не на словах, а на деле.

Наводчик, младший сержант П. Савва

Командир орудия, старший сержант П. Хорошилов.

ППС 1794, часть 970.

«Прошёл суровую школу войны»

Находясь в Красной Армии с 12 июля 1941 года, я прошёл суровую школу войны, приобрёл большой опыт, и за это время изучил все уловки и похоти проклятого врага.

Семь месяцев я командую взводом. За это время в непрерывных боях взвод уничтожил не один десяток фашистов. Здесь, в Сталинграде, лично я уничтожил шесть гитлеровцев, захватил четыре трофейных пулемёта, несколько винтовок и запас патронов к ним.

Главное моё правило: при наступлении не теряться, предварительно изучить место, которым ты должен овладеть, выявить как можно больше огневых точек врага.

Тогда можно смело быть уверенным, что боевое задание будет выполнено – для этого нужны теперь смелость и отвага.

Гвардии младший лейтенант Селиверстов.

Источник публикации:

Чепурин, Ю. П. Сталинградский «котёл» / Ю. П. Чепурин. – Москва, 2010. – 640 с.



[1] Фамилия написана неразборчиво – примечания автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий