понедельник, 12 февраля 2024 г.

Пьесы-юбиляры: «Мамаша Кураж и её дети» Бертольда Брехта


В 1939-м году (85 лет назад) Бертольд Брехт закончил работу над пьесой «Мамаша Кураж и её дети».

 «Мамаша Кураж и её дети» — пьеса немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта, имеющая подзаголовок «Хроника времен Тридцатилетней войны».

Она была написана в 1938–1939 годах и является одним из самых ярких воплощений теории «эпического театра».

 Действие пьесы происходит во время Тридцатилетней войны, обернувшейся для Германии национальной катастрофой.

Брехт использует в своей творческой практике «эффект отчуждения», т. е. художественный прием, назначение которого — показать явления жизни с необычной стороны, заставить по-иному посмотреть на них, критически оценить все происходящее на сцене. Главное, что не устраивало Брехта в классическом театре, это то, что катарсис становился завершением драмы, происходит очищение аффектом. Таким образом, катарсис примиряет зрителя с жизнью, он сравнивал его действие с лёгким наркотиком. По мнению Брехта - это плохо, современный театр должен показывать нетерпимость существующего положения вещей, должен учить зрителя преодолевать мировой порядок. Именно для этого и нужен был «эффект очуждения».

 Зритель должен был преодолеть себя в герое, провести между ним и собой параллель, узнать себя в нём, но не погрузиться с головой, а увидеть его, и, следовательно себя, со стороны. Герою ситуация, в которой он оказывается, может казаться непреодолимой, зритель же должен видеть выход, и понимать, как с ней справиться. Он вводит, например, в пьесы сольные песни, так называемые «зонги». Эти песни не всегда исполняются как бы «по ходу действия», естественно вписываясь в то, что происходит на сцене. Напротив, они часто подчеркнуто выпадают из действия, прерывают и «очуждают» его, будучи исполняемы на авансцене и обращены непосредственно в зрительный зал.

 Брехт даже специально акцентирует этот момент ломки действия и переноса спектакля в другую плоскость: во время исполнения зонгов с колосников спускается особая эмблема или на сцене включается особое «сотовое» освещение. Зонги, с одной стороны, призваны разрушать гипнотическое воздействие театра, не допускать возникновения сценических иллюзий, и, с другой стороны, они комментируют события на сцене, оценивают их, способствуют выработке критических суждений публики. Зонги – это песни. Вдруг посередине действия герой на полуслове останавливается и начинает петь.

 Монологи могут строиться как лекции, монологи могут быть обращены к зрителям. Здесь всячески разрушается правдоподобность действия.

 Идею трагичной обреченности детей Кураж в пьесе обобщает иронический «зонг» о легендарных личностях человеческой истории, которые, якобы, также стали жертвами собственных достоинств. «песня про солдата и его жену», «песня о страстях господних», «песню про царя Соломона, Юлий Цезарь и др.

 «Мамаша Кураж и ее дети» – один из наиболее совершенных в драматургии Брехта примеров сочетания сценического действия, диалога и зонгов, при котором последние образуют органически необходимый элемент художественного целого.

 Кураж отлично осознает все выгоды сделанного предложения и все тяжелые последствия отказа от него, но человечность берет в ней верх. Следовательно, мало сказать: добро гибельно! — следует одновременно признать: добро человечно, оно присуще человеческой природе! И если оно губит человека, то зло не в нем, а в тех обстоятельствах жизни, которые превращают его из блага в орудие гибели. Именно такова та сложная диалектика художественной мысли драматурга, которая вытекает из сопоставления, из взаимного комментирования зонга и сценического действия.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий