7 июля 1837 года (185 лет назад) родился русский писатель, поэт Константин Константинович Случевский.
Константин Константинович Случевский родился 7
августа 1837 года в Петербурге. Родом из дворян Черниговской губернии.
Его отец — Константин Афанасьевич Случевский 2-й (1793—1856) был полковником,
Санкт-Петербургским полицмейстер, затем тайным советником, вице-директором
Департамента внешней торговли Министерства финансов. Своё воспитание Костя
получил в Первом кадетском корпусе, из которого в 1855 году по окончании
курса первым учеником, с записанием на мраморную доску, был выпущен прапорщиком
в Семёновский полк. Позже он перешёл в лейб-гвардии стрелковый Его
Императорского Величества батальон, и прослужил в нём около двух лет. Затем
поступил в Академию Генерального штаба, но в 1861 году оставил военную службу и
отправился за границу.
Дальнейшее обучение в
течении нескольких лет Константин Константинович продолжил в Париже, Берлине и
Гейдельберге, где в 1865 году получил степень доктора философии. В
Сорбонне изучал философию и естественные науки.
Вернулся в Россию и служил в Министерстве внутренних дел и государственных имуществ, в котором прослужил около семнадцати лет чиновником особых поручений. С апреля 1891 года по 1902 год состоял на должности главного редактора газеты «Правительственный вестник». Состоял членом совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера.
Печатался
с 1857 года. В цикле статей «Явления русской жизни под критикою эстетики«
(в. 1 — 3, 1866 — 1867) резко полемизировал с идеями революционный демократов.
Занимал высокие государственные должности, редактировал «Правительственный
вестник» (1891 — 1902). Опубликовал роман «От поцелуя к поцелую» (1872),
несколько книг стихов (последняя — «Песни из «Уголка», 1902),
повести, рассказы, поэмы, географо-этнографический труд «По северу России» (т.
1 — 3, 1888).
В
«Общезанимательном вестнике» публиковал свои стихи и переводы из французских писателя-романтика Виктора
Гюго, поэта Огюста Барбье и английского поэта-романтика Джорджа Ноэла
Гордона Байрона. Затем помещал стихи в «Иллюстрации», в 1860 г. поместил
ряд стихотворений в «Современнике» и «Отечественных записках». Они
сразу обратили на себя внимание общественности. Мнения критики в
оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся
эстетических ценителей, как Иван Сергеевич Тургенев и Аполлон
Александрович Григорьев, они привели в восторг.
К
числу первых стихотворений Случевского принадлежат «Статуя», «Весталка», «Мемфисский жрец»
и другие лучшие произведения. Звучный, красивый стих, пластичность образов,
ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается
серьёзная поэтическая сила. Аполлон Григорьев со свойственным ему отсутствием
меры превознёс талант Случевского в таких преувеличенных выражениях,
что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда «Искры», которая
начала выуживать у К. Случевского неудачные выражения и сделала его мишенью
злых и остроумных насмешек.
Гонение
«Искры» болезненно подействовало на Константина, и он исчез со страниц журналов и
только в 1866 году выпустил 3 полемические брошюры против теорий Николая
Гавриловича Чернышевского и Дмитрия Ивановича Писарева под общим
заглавием «Явления русской жизни под критикою эстетики» (Санкт-Петербург,
1866—1867).
Стихотворения
поэт начал снова писать только в 1878 году, когда выпустил особым приложением к
новогоднему номеру «Нового времени» поэму «В снегах». Успех поэмы, в
которой присутствуют красивые места (встреча 12 витязей-месяцев у костра),
поднял настроение автора, и он начал деятельно печататься в разных журналах
лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и другие, которые были
собраны в четырех книжках (Санкт-Петербург, 1881—1890), а затем вошли в состав «Сочинений
К. К. Случевского», изданных Адольфом Фёдоровичем Марксом в 6 томах
(Санкт-Петербург, 1898).
Творчество Константина
Случевского противоречиво: острое неприятие действительности сочетается с
убеждением в невозможности изменить её, напряжённая эмоциональность и
психологическая глубина — с жёлчным резонерством, внимание к общественным
проблемам — с мистическими настроениями. Был одним из предшественников
русского модернизма. В некоторых своих стихах он напоминал Федора
Ивановича Тютчева.
Поэт
совершил несколько поездок по России в свите великого князя Владимира
Александровича, Случевский описал их в сочинении «По северу России. Путешествие
Их Императорского высочества великого князя Владимира Александровича и великой
княгини Марии Павловны» (Санкт-Петербург, 1888) и «По северо-западу России»
(Санкт-Петербург, 1897).
Для
сцены Константин Случевский написал «Город упраздняется» (совместно с Виктором
Александровичем Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (1899). Так же напечатал «Книжки
моих старших детей» (Москва, 1890—1892), брошюры «Историческое значение святого Сергия»
(Москва, 1891), «Государственное значение св. Сергия и
Троицко-Сергиевской лавры» (Москва, 1889 и Санкт-Петербург, 1892) и
другие.
Наиболее
известен «Профессор бессмертия» — смесь беллетристики, не особенно яркой,
и чисто отвлеченных рассуждений на религиозно-философские темы. Совершив
несколько поездок по России в свите вел. кн. Владимира Александровича,
Случевский описал их в сочинении «Пo северу России. Путешествие Их Имп. высоч.
вел. кн. Владимиpa Александровича и вел. кн. Марии Павловны» (СПб., 1888) и «По
северо-западу России» (СПб., 1897).
Для
сцены поэт написал «Город упраздняется» (в сотрудничестве с драматургом
Виктором Александровичем Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (1899). Кроме того,
он напечатал «Книжки моих старших детей» (М., 1890—1892), брошюры:
«Историческое значение св. Сергия» (М., 1891);
«Государств.
значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры» (М., 1889 и СПб., 1892) и др.
Поэзия
поэта до сих пор вызывает такое же разделение мнений, как и много лет тому
назад. Группирующийся около К.К. Случевского кружок поэтов (редакция юмористического листка
«Словцо» и альманаха »Денница») ставил его очень высоко, называл «королем»
современной русской поэзии (Платон Краснов), посвятил ему особые книги (Аполлон
Аполлонович Коринфский, «Поэзия К. К. Случевского», СПб., 1900) и т. д.; но
значительная часть журналистики относилась к поэту холодно, а подчас и
насмешливо.
При
присуждении в 1899 году Пушкинских премий историк литературы Нестор
Александрович Котляревский, которому II отдел Академии наук поручило разбор
стихотворений Константина, высказался за назначение маститому поэту награды
1-го разряда — полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться
почетным отзывом. Неодинаковому отношению критики к Случевскому вполне
соответствует неровность поэтических достоинств его стихотворений. Ни у одного
из наших поэтов с именем нет такого количества слабых стихотворений. Недостатки
доходят подчас до курьезов (хор в мистерии «Элоа», начинающийся словами: «Была коза и
в девушках осталась»; введение в русскую речь французского апострофа —
«Ходят уши настр'жа и множество других выражений).
Самый
стих Случевского, в начале его деятельности звучный и красивый, с годами стал
тяжел и неуклюж, в особенности в стихах полуюмористического и обличительного
характера, (например, «Из дневника одностороннего человека»). В стихотворениях
и поэмах мистического характера («Элоа» и другие) символизм и
отвлеченность переходят иногда в непонятность. Но вместе с тем у Константина
Константиновича были несомненные и незаурядные достоинства. Первое место в ряду
их занимала полная самостоятельность. У него почти не было перепевов; все, что
он писал, носило отпечаток собственной его душевной жизни.
Стихотворением, поставленным во главе собрания его сочинений, он сам себя
называл поэтом «неуловимого», которое «порою уловимо». В этом отношении он в
наиболее удачных из своих «дум» напоминал Тютчева.
Он
искал в «земном творении» «облики незримые, глазу незаметные, чудеса
творящие»; он был убежден, что «не все в природе цифры и паи, мир
чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы есть свои». Это дало ему в
лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и поднимало на большую
высоту его лирическое настроение.
В
ряду лирических стихотворений К.К. Случевского выдались последние по времени
произведения его музы — «Песни из уголка», интересные по свежести чувства и
бодрости духа, черпающего свою бодрость именно в том, что «жизнь прошла», что
поэт «ни к чему теперь не годен», что «мгла» «своим могуществом жестоким» его
не в силах сокрушить, что «светом внутренним, глубоким» он может «сам себе
светить». (критик и историк литературы Семен Афанасьевич Венгеров)
Комментариев нет:
Отправить комментарий