В 1965 году в свет вышла первая книга романа В. Шукшина «Любавины», в 1987 году (35 лет назад) опубликована вторая книга романа.
«Любавины» — роман Василия Шукшина в двух книгах, написанный в 1959—1964 годах. Первая книга полностью опубликована в 1965 году, вторая — в 1987 году, уже после смерти Шукшина.
Роман основан на семейных преданиях. Прототипы героев пока окончательно не определены, но известно, что семьи Байкаловых, Колокольниковых, Малюгиных, Поповых и поныне живут в Сростках — родном селе Шукшина. Исследователи видят связь между героиней романа Марией Поповой и матерью писателя — Марией Сергеевной Шукшиной (урождённой Поповой).
Первоначально Шукшин планировал назвать своё первое большое произведение «Баклань». Роман был задуман и начат во второй половине 50-х годов. В. М. Шукшин, студент ВГИКа, приезжая на каникулы в Сростки, подолгу беседует со старожилами о временах гражданской войны и коллективизации, собирая материал для своего произведения. Работа над романом (иногда с длительными перерывами) шла до 1963 года. Работая над темой, автор стремился создать произведение, ничуть не похожее на известные образцы, во всех отношениях самостоятельное и самобытное.
Первая часть романа была написана в 1959—1961 годах, в основном в общежитии ВГИКа, где тогда жил Шукшин. Его рассказы тогда уже печатались в двух крупных журналах: «Октябрь» и «Новый мир», и Шукшин хотел издать свой роман в одном из них, однако колебался, не зная в каком лучше. В конце концов, выбор пал на «Новый мир».
В 1963 году роман был предложен издательству «Советский писатель» и, после долгих согласований и правок, весной 1964 года одобрен. 5 апреля 1964 года в «Московском комсомольце» был напечатан его отрывок.
Первая часть полностью впервые была опубликована в 1965 г. в журнале «Сибирские огни» и в том же году вышла отдельным изданием в «Советском писателе».
Существует версия, что одним из первых рукопись романа оценил писатель-фронтовик Виктор Некрасов. По его версии, именно Некрасов осенью 1962 года познакомил редактора отдела прозы «Нового мира» Анну Берзер с «Любавиными». А та в свою очередь сумела убедить почитать Шукшина заведующего отделом Герасимова. Но потом в «Новом мире» что-то не сошлось, роман редакция отвергла, однако взамен в феврале 1963 года дала цикл рассказов «Они с Катуни». И якобы поэтому Шукшин вынужден был «Любавиных» предложить провинциальному журналу «Сибирские огни». А там роман вышел лишь в летних номерах 1965 года.
«Отдавая роман на суд читателя,— писал Шукшин в «Литературной России»,— испытываю страх. Оторопь берет. Я, наверно, не одинок в этом качестве испугавшегося перед суровым и праведным судом, но чувство это, знакомое другим, мной овладело впервые, и у меня не хватило мужества в этом не признаться».
В 1967 году Шукшин поделился дальнейшими планами: «Думаю года через два приступить к написанию второй части романа «Любавины», и которой хочу рассказать о трагической судьбе главного героя — Егора Любавина, моего земляка-алтайца. Главная мысль романа — куда может завести судьба сильного и волевого мужика, изгнанного из общества, в которое ему нет возврата. Егор Любавин оказывается в стане врагов — остатков армии барона Унгерна, которая осела в пограничной области Алтая, где существовала почти до начала тридцатых годов. Он оказывается среди тех, кто душой предан своей русской земле и не может уйти за кордон, а вернуться нельзя — ждет суровая расплата народа. Вот эта-то трагедия русского человека, оказавшегося на рубеже двух разных эпох, и ляжет в основу будущего романа».
Вторую книгу Шукшин не стал публиковать, и она пролежала в столе до 1987 года. Впервые она была опубликована в журнале «Дружба народов».
В 1972 году в Петрозаводске первая книга романа была переведена на некоторые иностранные языки. Только в Польше, к примеру, роман вышел тремя изданиями. Главные достоинства «Любавиных» — в многообразии характеров, «в том немалом художественном мастерстве, с каким эти характеры выписаны, в передаче душевных движений людей, человеческих страсте и столкновений, в точной обрисовке сельского труда и быта».
Отзывы о
романе в печати были сдержанные: «в тогдашнем злободневном контексте роман
казался слишком углубленным в историю и вместе с тем слишком традиционным по
фактуре». В. В. Виноградов, в своей статье о языке современной прозы в
«Литературной газете» упрекнул автора в излишествах
«диалектно-натуралистического стиля». В. Гура в той же газете и В. Хабин в
«Литературной России» мягко оспорили это мнение. Оба критика, тем не менее,
согласились, что роман небезупречен, и заметили, что над ним надо еще серьезно
работать. «Возможно, В. М Шукшин последовал бы этому совету, если бы соединил в
новом единстве написанную первую и задуманную вторую книги, но он этого так и
не сделал: вторая книга, законченная к концу 60-х годов, оторвалась от первой и
сюжетно, и даже технически: она осталась лежать в столе» — писал Л. Аннинский. Он
же раскритиковал роман за историческую недостоверность: «Дело в том, что в
замысле Шукшина (как и во всей первой книге романа) самоочевидна
хронологическая «аберрация», а может быть, и сознательный сдвиг эпох.
Обстановка смертельной схватки — ненависть, раздирающая русское село, не
соответствует тому времени, к какому Шукшин ее отнес. Двадцатые годы, годы нэпа
— это расцвет крестьянства; катастрофическая ситуация, которую Шукшин в этом
времени усмотрел, явно перенесена туда из времени другого, причем не из
раннего, как можно предположить по сюжетным «связкам», а из позднего. То есть
не из эпохи гражданской войны, а из эпохи коллективизации, тяжесть которой
Шукшин познал уже сиротством своим». В целом, он высказывается о романе
положительно: «...проблема русского характера, мучившая Шукшина, путь русского
крестьянина и судьба русской земли — драма, о которой Шукшин изболелся и
которой он искал историческое оправдание, — боль эта, конечно, бьет и теперь из
каждой строчки».
Комментариев нет:
Отправить комментарий