12 августа 1907 года (115 лет назад) родился советский кинорежиссёр Александр Борисович Столпер.
Александр Столпер родился 12 августа 1907
года в Двинске Витебской губернии. Отец - Бер Моисеевич (Берка Мовшевич)
Столпер, уроженец Режицы. Был старшим в семье. У него было два брата - Фима и
Михаил. В юности работал грузчиком на станции «Москва-Товарная» - таскал и
грузил бревна. Потом работал в цирке - держал пирамиду. С 1923 года работал в
«Крестьянской газете», газете «Московская деревня».
В 1923-1925 годах учился в Государственной
школе кинематографии (ныне ВГИК), в учебной киномастерской Л. В. Кулешова, в
1925-1927 - на актерском факультете мастерской Пролеткульта, работал в
сценарной мастерской киностудии «Межрабпомфильм».
С 1927 года - режиссер и сценарист
киностудии «Союзкино» (ныне «Мосфильм»).
В 1931 году Столпер написал сценарий
первого отечественного звукового фильма «Путевка в жизнь». Будущая «Путевка в
жизнь» начиналась как получасовой культурный фильм по книге «Коммуна и НКВД».
Поначалу Столпер писал сценарий один, а затем к его работе подключились
товарищи по сценарной мастерской Николай Экк и Регина Янушкевич. Материал
оказался потрясающе интересным. Столпер впоследствии вспоминал, что в фильме не
было ни одной сцены, не основанной на настоящих фактах.
Его внук Петр Орлов рассказывал: «Ему было 24 года. И всю эту историю он сам придумал. Лазил по подвалам, находил беспризорных, общался с ними. В титрах фильма значился как автор либретто, соавтор сценария и ассистент режиссера».
В
дальнейшем Столпер, Экк и Енушкевич продолжили сотрудничество на съемке. Экк
стал режиссером первого советского звукового фильма, Александр Борисович – его
ассистентом, а Янушкевич сыграла роль матери главного героя. Тогда технологии
звука не позволяли ни монтажа, ни перезаписи, поэтому запись велась на один
микрофон, а если в кадре звучала музыка – оркестр сидел тут же в павильоне.
Звук выступал не аттракционом, а мощным выразительным средством. «Путевка в
жизнь» пользовался оглушительным успехом у зрителей. На первом Венецианском
фестивале картина получила приз за лучшую режиссуру.
В 1938 году окончил режиссерский факультет
ВГИКа, мастерская С. М. Эйзенштейна. Именно ему Константин Симонов отдавал для
экранизации свои романы, повести и даже знаменитое стихотворение «Жди меня» -
«Парень из нашего города», «Жди меня», «Живые и мертвые».
В 1942 Столпер знакомится с Константином Симоновым во время работы над
фильмом «Парень из нашего города». Над сценарием следующей картины «Жди меня»,
они работали уже вдвоем.
Симонов называл фильм «валерианой» – шла война, фильм должен был сохранить
хоть какую-нибудь надежду.
Чтобы снять «Живые и мертвые», Столпер ездил на фронт – прочувствовать
атмосферу войны, которая пропитывала людей и их характеры. Он сумел мастерски
передать тот психотип людей, которые выигрывали войну. Музыка в фильме
полностью отсутствовала, что помогло детально сконцентрироваться на героях картины,
проникнуться их духом. «Живые и мертвые» - это не просто успех… люди в молчании
выходили из зала. Фильм потрясал горькой и страшной правдой об отступлении
войск в 1941 и об их причине. Тогда же фильм получил замечание о том, что не
стоит расстраивать зрителя и делать фильм об отступлениях. Но Столпер ответил,
что фильм не о том, почему наши войска отступали в начале войны, а о том,
почему они в этой войне победили. Эта работа получила немало наград и
восторженных отзывов:
Главный приз I-го Всесоюзного кинофестиваля по разделу художественных фильмов,
Приз Министерства Обороны СССР (Ленинград, 1964); Международный кинофестиваль в
Акапулько (Диплом отличия на «Фестивале фестивалей»); Международный кинофестиваль
в Карловых Варах («Хрустальный глобус»); Государственная премия РСФСР имени
братьев Васильевых (1966).
В 1944 году Столпер был награжден «За
успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и
выпуск высокохудожественных картин». Удостоен Сталинских премий за картины
«Повесть о настоящем человеке» и «Далеко от Москвы».
С 1964 года - педагог ВГИКа, профессор
кафедры режиссуры (1971). Во ВГИКе Столпер выучил несколько поколений
режиссеров, среди которых Динара Асанова, Сергей Соловьев, Виктор Титов. Читал
лекции слушателям Высших курсах сценаристов и режиссеров.
В 1969-1970 годах был председателем Совета
режиссерского отделение ВКСР. Член Союза кинематографистов СССР.
Александр Столпер умер 12 января 1979 года (по другим источникам - 11 января) в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий