пятница, 8 февраля 2019 г.

На сопках Манчжурии. Русско-Японская война



История России богата на события. Нет в календаре дня, в который не произошло бы нечто, вписанное в летописи или документальные хроники, не родился бы новый полководец, поэт или живописец.
Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова старается напоминать своим пользователям о таких событиях, проводя вечера-хронографы, вечера исторических портретов, литературно-музыкальные композиции, электронные презентации или экскурсы в историю. Особенно важным сотрудники библиотеки считают знакомить с историческими событиями подрастающее поколение, которому вскоре предстоит стать опорой России.

9-10 февраля 2019 года исполняется 115 лет со дня начала Русско-Японской войны. Этому событию был посвящен вечер-хронограф «На сопках Манчжурии», который прошел в читальном зале библиотеки для учащихся 8 «А» класса школы № 110.
Начался вечер с вступительного слова библиографа М. Н. Урусовой, которая оповестила о юбилее исторического события и описала несколько спорных моментов, связанных с началом и окончанием Русско-Японской войны. Ребята с удивлением узнали, что точную дату начала этой войны историки назвать затрудняются – то ли это было 9 февраля, когда японцы напали на Порт-Артур, то ли 10 февраля, когда крейсер «Варяг» напал на японскую эскадру у Чемульпо. 
В зависимости от даты, можно определить «зачинщика» войны. Если верна первая, то войну начала Япония, если вторая – то формально её начала Россия.
Марина Николаевна предложила ребятам посмотреть клип, посвящённый Русско-Японской войне, смонтированный из кадров документальных фильмов. Из него школьники узнали об основных этапах войны.
Рассказывая о причинах поражения России в войне 1904-1905 гг. Марина Николаевна назвала 6 основных: 

- Отношение к войне Николая II, который на все сообщения о поражениях отвечал: «Такова воля Божья», и отказывался от принятия мер по устранению несогласованности в командовании;
- Отсутствие единого главнокомандующего войсками, в результате которого не было общего плана по ведению войны;
- Тактическая ошибка при прогнозировании развития событий – наши полководцы делали ставку на флот, считая, что такое островное государство, как Япония, не будет вести войну на суше. В результате не была выстроена достойная линия обороны;
- Плохое снабжение из-за слабой пропускной способности Сибирской железнодорожной магистрали, и ненадлежащего надзора за качеством присылаемых провианта и обмундирования (протухшая солонина, разваливающиеся сапоги, расходящиеся по швам полушубки);
- Рискованные и провальные операции, ошибки в снаряжении. Особенно впечатлили ребят рассказы о сдаче японцам Порт-Артура и о походе кораблей Балтийского флота на Дальний Восток и их гибель при Цусиме, а также сообщение о том, что поражение в Цусимском сражении было частично обусловлено решением «усовершенствовать» снаряды, в результате чего они потеряли балансировку, и наши моряки не могли точно бить в цель;
- Революция 1905 года. Россия могла победить Японию, если бы не пришлось воевать на два фронта – против японцев и собственного народа.
Марина Николаевна отметила, что Русско-Японская война породила много героев. И предложила с ними познакомиться. Ребята посмотрели клип «Варяг» на знаменитую песню, видеорядом к которому стали кадры фильма «Крейсер «Варяг» (1946), а после этого – фотографию командира крейсера контр-адмирала В. Ф. Руднева, и узнали, что он был награждён не только российским орденом, но и японским, потому что его решение атаковать эскадру, было сродни решениям самураев. 
Рассказ о героях Русско-Японской войны сопровождался показом электронной презентации, в которой были представлены сведения о вице-адмирале С. О. Макарове, живописце В. В. Верещагине, капитане 1-го ранга и художнике-маринисте В. В. Игнациусе, разведчиках - старшем унтер-офицере А. Н. Волкове и И. Рябове, юном «связисте» Коле Зуеве, медиках – хирурге С. Р. Миротворцеве и сестре милосердия Л. П. Ливен.
Прозвучала информация о песнях, которые породила Русско-Японская война. Ребята получили возможность ближе познакомиться с двумя из них, мелодии которых они много раз слышали на другие слова. С удивлением в казачьей песне «На реке Ляохе загорались огни…» (о налёте казачьих частей на Инкоу) они узнали комсомольскую «Там вдали за рекой…», и впервые услышали оригинальные слова на мелодию вальса «На сопках Манчжурии».
Завершая вечер-хронограф, М. Н. Урусова озвучила особое мнение некоторых современных историков о том, что Россия выиграла Русско-Японскую войну, поскольку уже к 1913 году стала одной из богатейших стран мира, в отличие от Японии, которая в это самое время находилась в глубоком экономическом кризисе, так и не сумев оправиться от потерь.
Преподаватель и учащиеся поблагодарили Марину Николаевну за интересный рассказ, и получили приглашение на историческое досье «Казаки в Париже», которое пройдет в марте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий