четверг, 14 августа 2014 г.

По следам Наполеоновской армии...



Кладоискатели бывают разные. Вернее, люди отправляются на поиски сокровищ с разными целями и намерениями. Сегодня речь пойдёт о книге человека, для которого историческая ценность объекта поисков превалирует над материальной. Её автор – русский писатель, исследователь исторических кладов, культурных и природных феноменов, путешественник. Вот что написано в аннотации к книге, явно составленной автором:
«Одной из таинственных страниц Отечественной войны 1812 года являются похищенные ценности и клады. Цена сокровищ, награбленных и спрятанных Бонапартом при бегстве из России, огромна во всех отношениях. Достаточно сказать, что среди них были церковные драгоценности и реликвии главных соборов Московского Кремля, десятков древних монастырей…
Поиски этих сокровищ продолжаются уже третий век, и вполне возможно, что найдет их в глуши смоленских лесов или белорусских болот вовсе не опытный кладоискатель, не историк, а один из тех, кто прочтёт эту книгу-путеводитель к тайне».

Косарев, Александр Григорьевич. Клады Отечественной войны [Текст] / А. Г. Косарев. - Москва : Вече, 2012. - 415 с. : 8 л. ил. - (1812 год. Отечественная война).

Содержание книги делится на три части. В первой и второй описаны события 1812 года. Подробно рассказывается о том, сколько и чего награбили войска Бонапарта, как вывозили ценности. Во второй приводятся истории о попытках поисков «французских» кладов до революции и в советское время. Третья часть посвящена «сокровищам» особого рода – пропавшей артиллерии Наполеона.

О размахе, с которым французы грабили российские церкви, говорит тот факт, что в одной только Москве были «обчищены» 54 монастыря и храма, а из Свято-Предтечевского (Вяземский Иоанно-Предтеченский) монастыря было вывезено золота и серебра на сумму 40 000 рублей! Автор приводит цитаты из донесений того времени. Например, английский генерал Роберт Томас Вильсон, агент английского правительства в штабе М. И. Кутузова писал из Тарутино: «Сегодня поутру получено донесение от одного казачьего офицера с Можайской дороги, что (он) заметил конвой из 350 фур, в препровождении 4-х кавалерийских полков и двух батальонов. Он с 300 казаками напал ночью на их лагерь, и так переворотил все упряжки их повозок, что они не могли ехать далее, а потом дал знать генералу Дохтурову, который взял Верею, и потому можно надеяться, что сей обоз, отправленный сперва в Саксонию, а потом во Францию с разными драгоценными вещами, которые награбил Бонапарт, будут возвращены». Увы, надежды Вильсона не оправдались, и большая часть ценностей французами была спрятана, а не возвращена. Александр Косарев восстанавливает события того времени по документам, пытаясь, хотя бы предположительно, установить места, где это было сделано. Он рассматривает двадцать эпизодов «исчезновения» ценностей на пути во Францию. Например, в двух часах от Москвы находится село, в котором осенью 1812 года произошло странное событие. По пути во Францию, здесь остановился обоз, и солдаты начали грабить деревеньку, добравшись до продовольствия. Оказавших сопротивление крестьян, согнали в церковь и закрыли, чтобы не мешали. Но поживиться в спокойной обстановке французам не удалось, поскольку откуда-то налетел отряд казаков в составе 200 человек. Завязался бой. Казакам не удавалось разбить врага, а французам не удавалось пробиться. Бой принял затяжной характер. Через сутки на помощь казакам прибыла артиллерийская часть, и участь неприятеля была решена, он бежал. Когда освободили крестьян деревеньки, они увидели странную картину – по всем улицам были разбросаны пустые сундуки… Через несколько дней на берегу реки обнаружили несколько серебряных тарелок и кружек. Перед уходом, французы перебили всех своих раненых. До сих пор в окрестностях деревеньки можно встретить странных людей, которые явно что-то ищут…
Два столетия по всему пути следования французской армии при отступлении из Москвы ведутся поисковые работы. Начались они почти сразу после завершения войны 1812 года. Во второй части книги Александра Косарева описаны те, которые завершились крахом. Отчего же искатели потерпели фиаско? Причин – масса. Проиллюстрируем одну из проблему кладоискателей, которая мешает в поисках – «притягивание фактов» за уши – на примере «Дела о гребешках». Однажды к Косареву обратился некий П. из Санкт-Петербурга с просьбой помочь в поисках двух бочонков золота, переслав копии документов, которыми он пользовался. По мнению этого кладоискателя, бочонки были зарыты в окрестностях села Гребени близь города Красного. Внимательно изучив предоставленные материалы, автор пришёл к версии, что Гребни не имеют никакого отношения к месту хранения клада, поскольку в документах упоминаются Гребли (без указания, что это – населённый пункт). Исследователь просто обнаружил упоминание деревушки с похожим названием и решил, что клад находится именно там. В действительности, полагаться на документы, по мнению Косарева, не следует, поскольку главный информатор по этому делу – поляк Ковалевский, оказавшись под арестом, попросту врал о месте захоронения бочонков, не желая открывать клада посторонним лицам. «Таким образом, в расследовании «Дела о гребешках» мы пока продвинулись недалеко. Единственно, в чём удалось преуспеть, так это в том, что мы выяснили однозначно, что пресловутая «деревня» Гребни не имеет к двум бочонкам золота никакого отношения», - заключает автор книги. Главная проблема, конечно, не в этом! А. Косарев считает, что есть особая категория кладов – ликвидационная. «Туда, где прятались данные клады, - отмечает автор, - почему-то не стремятся ни изящные французы, ни решительные баварцы, ни даже порывистые итальянцы. Почему? Ответ очевиден. Клады данного вида прятались с таким расчетом, чтобы их было практически невозможно достать. Чаще всего их затапливали или зарывали вне привязки к каким-либо природным или же искусственным объектам. И поиски таких кладов составляют самую трудную часть всей поисковой работы, вообще, и по объектам, связанным с нашествием Наполеона, в частности».
«Великая загадка великой артиллерии» называется единственная глава третьей части книги. «В армии вторжения находилось 1194 орудия, при них было 2768 зарядных ящиков, т. е. тяжёлых повозок с порохом и ядрами. Принято считать, что все свои более или менее тяжелые орудия французская армия оставила на территории Российской империи» - пишет автор. Далее проводит подсчёт трофейного оружия, доставленного к стенам Кремля после победы над французами. Получается – 875 орудий. Конечно, часть из них были повреждены в ходе сражений, но по подсчётам автора всё равно получается, что часть пушек таинственным образом исчезла при отступлении Наполеона из Москвы… Автор приводит свои версии о местонахождении пропавших орудий.
В этой же Косарев «намечает фронт работ» для новых искателей: «Разумеется, «прозвонить» всю 20-километровую трассу Старой Смоленской дороги нереально, но некоторые, особо интересные, участки исследовать просто необходимо. Во-первых, требует тщательной «прозвонки» само русло реки. Во-вторых, необходимо уделить порядочное внимание окрестностям, а главное, плотинам и старым мостам в следующих населённых пунктах: Зарубежье, Прудище, Чеботово, Жашково… Времени и средств на это уйдёт порядочно, но именно на пути от Семлево до Васино было утоплено и зарыто масса интересного и полезного. Орудийные стволы, снаряжение, боеприпасы, громадное количество трофеев и личного имущества было заботливо припрятано в неглубоких ямах вдоль трассы, сброшено в реки, пруды и озёра».

Эту и другие книги о тайнах истории спрашивайте в нашей библиотеке!
Наш адрес: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Комментариев нет:

Отправить комментарий