понедельник, 28 июля 2014 г.

Сила и свет Казачьего Спаса



Приходилось ли вам слышать что-нибудь про Казачий Спас? Это, к сожалению, почти полностью утраченный пласт из казачьей копилки знаний о мире, человеческой душе и теле. 
О Казачьем Спасе чаще всего вспоминают, когда говорят о характерниках – казаках, умевших творить по современным меркам чудеса. Их способность входить в особое состояние, позволявшее становиться неуязвимыми для сабельных ударов или чувствовать летящую в затылок пулю, чтобы успеть уклониться, порождает легенды.
Происхождение Казачьего Спаса вызывает массу споров. Одни говорят о его ведической основе, другие уверяют, что тайные знания казакам передали монахи-пустынники (одним из главных теоретиков Спаса считается преподобный Никодим Святогорец – автор трактата «Невидимая брань»), отсюда, мол, и название – Спас! В пользу второй версии говорит молитва-заклинание, которую читали характерники перед боем: «Облачусь в колено Христа! Кожа моя – панцирь железный, кровь – руда крепкая, кость – меч булатный! Быстрее стрелы, зорче сокола! Броня на меня, Господь – во мне! Аминь!»
Основой подготовки характерника считалось воспитание Духа и Воли. Обладая уникальными знаниями и боевыми умениями, но, не имея должной духовной подготовки, человек становился опасным для своих же, поэтому характерник, потерявший контроль над собой, долго не жил.
Утрата ценных знаний произошла в годы расказачивания, когда погибла основная масса носителей Спаса. Часть знаний сберегли женщины-казачки, часть сохранилась благодаря тому, что характерников «прибрали к рукам» спецслужбы…

В настоящее время есть немало энтузиастов, по крохам собирающих потерянное искусство предков для применения в боевых условиях, встречающихся со стариками, которые ещё помнят секреты Спаса. В интернете можно найти комплексы упражнений, которые, якобы, позволяют развить в себе способности, необходимые для овладения Спасом. Однако, как показывает опыт, самостоятельно научиться Спасу невозможно. Видимо, поэтому появилась версия о том, что эти комплексы распространили представители спецслужб, включив в них наравне с развивающими упражнениями несколько блокирующих. Потомки характерников ведут занятия с избранными учениками (способными к овладению этим искусством). Самой загадочной частью Казачьего Спаса, постичь которую надеются все искатели, считается бесконтактный бой, построенный на превосходном знании возможностей своего тела, умении оценить боевые качества и психологический настрой противника. Бесконтактный бой позволяет отразить нападение врага, заморочив ему голову и отведя его в сторону от себя.
Очень мало, к сожалению, говорят о том, что в действительности Казачий Спас был не только воинскими знаниями, а целым мировоззрением народа. В него входило три части, которые касались домоустройства (устройства справной жизни), лекарского и боевого искусства.
Если верить историческим свидетельствам, казаки овладели многими приёмами военно-полевой хирургии задолго до её «открытия» Пироговым – они умели вправлять кости, зашивать раны, ампутировать конечности. Не менее удивительны сказания о том, что казачки, владевшие Спасом, могли рожать здоровых детей в пятьдесят лет, а казаки становились отцами в восемьдесят с лишним лет. В преданиях же сохранились рассказы о знахарях Дона, которые «с того света возвращали»…
Быть бедным казаки считали зазорным. Считалось, что бедным может быть только лодырь. Поэтому внимательно следили за тем, чтобы всё в доме было «справно». Ставили курени, ориентируясь на стороны света, строго следили за тем, чтобы комнаты находились в «правильной зоне». За это иногда Казачий Спас сравнивают с фэн-шуем.
Как говорится, «сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» Знали казаки какие-то секреты, которые до наших дней не дошли или дошли в усечённом, зашифрованном варианте – сказках, песнях, легендах.
Но сегодня хотелось бы рассказать о современных книгах, в которых поднимается проблема Казачьего Спаса. Говорить о них сложно – казачья наука, хоть, и пронизана молитвами и обращениями к Богу, включает в себя много инородных знаний. Тут и язычество, и ведическая культура, и сравнительно новые «духовные практики»… Возможно, так только кажется, потому что автор книг не до конца понимает сути Спаса и пытается изложить понятое через призму уже известных ей теорий.
Усвятова, Д. Казачий спас. Казачий щит от нужды и болезней. Справная жизнь [Текст] / Д. Усвятова. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2007. - 384 с. - (Свет. Сила. Добро).
Усвятова, Д. Казачий спас. Сила и свет знахарей Дона [Текст] / Д. Усвятова. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2007. - 320 с. - (Свет. Сила. Добро).
 История появления книг Дарьи Усвятовой напоминает сказку. Хотя сказку ли? Судьбы многих великих или известных людей прошлого и современных священников круто менялись именно так - с «кризисного» момента, пройдя через который человек обретал новое мировоззрение. Автор книг приехала в казачьи края на раскопки древнего кургана, и там получила острое кишечное отравление. Как на грех, дороги размыло так, что ни «скорая» не могла проехать к пациентке, ни её нельзя было довезти до больницы. Тогда обеспокоенные хозяева доставили умирающую к местной «знахарке» - Домне Фёдоровне Каликовой. По рассказам Домны, когда она спасала Дарью, ей явился ангел-посланник и сказал, что забирает душу смертную, но взамен оставляет для неё дочь духовную. Так носительница знаний о Казачьем Спасе Домна Каликова получила знак, что надо передать их кому-то, сделать общим достоянием, а Дарья Усвятова встала на Путь Спаса… 

Что тут удивительного, спросите вы? Дело в том, что Спасу начинали учить с детства, и передавались знания внутри семьи. Считается, что для того, чтобы стать характерником, нужна генетическая предрасположенность. Существовало предание, что силу характернику даёт предок из девятого колена рода. Бывали, конечно, случаи, когда знания передавались стороннему человеку, но его отбирали по ряду параметров, долго оценивали способности. В данном случае Спас сам «выбрал» Дарью. Это был первый из направляющих знаков. По мере освоения казачьей науки, появлялись и другие. Каждый из них отмечал прохождение ученицей какой-то особой, только Спасу известной, инициации. Например, несколько недель прошло от момента, в который Спас её выбрал до того момента, когда он её «принял», то есть послал знак, что она находится на верном пути и правильно усвоила полученные уроки.
Всё, что связано с Казачьим Спасом, нашими современниками воспринимается, как сказка. Многие ищут знания о Казачьем Спасе, так и не понимая до конца, что именно разыскивают, зачем, и чем за это придётся заплатить. Владельцы знаний о Спасе – это владельцы знаний о законах мира, возможностях человеческого тела и Духа (а, ведь, официальная наука давно признаёт, что мы не используем эти возможности в полную силу!). И не только знаний, но и умений, навыков. Путь Спаса – это большой духовный труд, равный монастырской службе, предполагающий отказ от многого, что доступно простому смертному. Как отмечает Дарья Усвятова в предисловии к книге, рассказывая о своём пятилетнем Пути Спаса: «…Спас это не сахар. Это сложный путь, есть и проблемы, и потери. Но главное – жизнь обрела цель и смысл. Жизнь стала не существованием, а бытием. Это большая разница».
Книги Усвятовой построены на диалогах наставников и ученицы. В этом просматривается преемственность подобной «ученической» литературы. Помните: «Гениально, Холмс!» - «Элементарно, Ватсон!»? Вот в таком же духе проходит общение Дарьи с носителями Казачьего Спаса.
Спас, как науку, первая учительница автора – знахарка Домна Каликова определяет следующим образом: «Это умение жить так, чтобы опасностей не было. Жизнь – это воля! Простор человеку дан – поля и степи, города и дороги, реки и моря… Небеса высокие и дом родной. Это радость бытия, воздух жизни! Живи, твори, дыши полной грудью! Но Божий закон – закон творения – соблюдай. Тогда и силы в тебе будут, и здоровье крепкое, и ум ясный, и душа чистая». Вот этой чистоте и жизни в гармонии с миром и обучают на протяжении всех книг духовную «доню» Домны Каликовой.
В книге вы найдёте много размышлений о мироустройстве. Например, интересное объяснение приводится по поводу знаков, которые посылает пространство каждому из нас. Если суммировать всё, о чём рассказывает Домна в первой книге, и перевести это на язык, понятный современному человеку, получится примерно следующее: «В природе всё взаимосвязано и каждый человек – это модель мира. Поэтому нужно быть внимательным к тому, что происходит с тобой, что происходит вокруг, чтобы знать, что происходит в мире». Проиллюстрирую эту теорию одним эпизодом. Вот у Дарьи и Домны всё из рук валится, вот над ними сорока кружит и стрекочет, вот пёс дворовый катается в пыли, вот кошка умывается, вот на столе случайно оказались две лишние чашки. К чему бы это? Дарья гадает, а Домна уже ждёт гостей и готовит еды едва ли не на полк. Полк-не полк, а к вечеру сын знахарки прибыл вместе с отрядом специального назначения – просить совета и защиты у матушки перед отправкой в «горячую точку».
Чего только не найдёшь в первой книге Дарьи Усвятовой «Казачий Спас. Казачий щит от нужды и болезней» – и упражнения, позволяющие познать своё тело, научиться им владеть (Чудо-родник, Пульс пространства), и Молодильный Спас (энергетическую гимнастику для оздоровления суставов), и Бабий Спас (нацеленный на пробуждение женской силы), и описание защитного ритуала для воинов, и очищающие душу практики, и заклинания, и церковные молитвы. Но больше всего, конечно, рассуждений, направленных на воспитание Духа ученицы. 
Поделюсь несколькими размышлениями Домны, которые мне понравились, «легли на душу», или заинтриговали:
-     «Не давай бесу гнева места в сердце твоём. Ничто на свете не должно выводить тебя из равновесного состояния. Ежели человек спокоен, никакая напасть ему нипочем…»
-    «Путь сам по себе ни жесток, ни жалостлив. Просто, когда человек ступает на него, его внутренняя природа очищается, и любая гнусность, любое неверное решение возвращается тут же. Оно и так возвращается, только иногда спустя годы, поэтому люди и не связывают свои нынешние проблемы с прежними ошибками. Ведь, подлость, жадность, жестокость, глупость и прочие пороки человеческие происходят от ошибочного понимания мира. Мир гармоничен и благ, в нем множество Путей, среди которых каждый человек при желании может найти свой».
-      «Слово, оно и есть семя. Только семя не явленное, что пощупать можно. Это семя души твоей, оно в тебе вызревает и наружу прорывается, словно из колоса хлебного выпадает. Самым первым семенем Слово и было. И сейчас всё в Мире подобием первосемени – Слова пропитано. В человеке оно тоже всё есть, и в душе, и на уровне физиологии – тела. Когда семя в теле созревает, тело его наружу выбрасывает. А когда семя мужское и женское соединяются, получается плод – ребёнок. И это тоже не образ, как ты говоришь, простой и глубокий, а естественный процесс жизни человеческой. Потому как тело материально, так и дух, душа материальны, так же и слово твёрдо, из материи состоит. Материя едина во всей вселенной… Как мироздание делится на верх и низ, так и тело человеческое делится тоже на две части. Серёдка его проходит через сердце духовное, то есть через солнечное сплетение. Внизу – земля, вверху – небо. Земля рождает человека, небо рождает Слово животворящее. Органам низа соответствуют органы верха. Не буквально, конечно, а по подобию действия. Земля действует на уровне тела, небо – на уровне духа. <…> Таким образом, слово наше, как семя, в душу попадает, оплодотворяет её и плод взращивает. И как семя человеческое несёт ген родительский, так и Слово несёт ген души говорящего. У каждого слова – свой характер, своя судьба. Это только кажется, что слова одинаковы и не суть, кто говорит их. Одно и то же слово, рождённое от разных людей, может и добро нести, и вред. <…> Слова, они как и люди, вроде у всех человеков всё одинаково – две руки, две ноги да голова, а поди ж ты, какие разные! Форма слова и содержание его вещи суть не одинаковые. <…> Потому за словами надо уметь читать и слышать, что человек на самом деле тебе говорит из души своей. То наука долгая. Всю жизнь учиться будешь, и всё равно останется скрытое. <…> Один Господь знает, что за словом твоим стоит…
По мере овладения Спасом в обучение Дарьи включаются другие члены семьи Домны Каликовой – сын Георгий, муж Алексей Петрович. Например, первый урок домашнего обустройства ей дала не знахарка, как можно было ожидать, а её муж. Оказалось, что ориентировка квартиры, где жила Дарья, всё время заставляла жильцов путешествовать и воспринимать родной дом, как временное пристанище… После советов с Домной Фёдоровной, уроков её мужа, Дарья поняла, как решить семейные проблемы, и в дополнение получила рецепт упражнения по наполнению пространства любовью.
Не менее чем первая, интересна вторая книга Дарьи Усвятовой – «Казачий Спас. Сила и Свет знахарей Дона». Уже начало книги интригует (Дарье, находящейся в Германии, звонит Домна и «приглашает» погостить – рейс завтра в 7:55, билет надо забрать в кассе «Аэрофлота», а в Москве её встретят; тут же выясняется, что её муж уезжает на пять недель в командировку… И понятно – что-то случилось, и Дарья срочно потребовалась в Ростовской области, иначе не сложилось бы «всё одно к одному»), что уж говорить о её продолжении – участие во встрече ВСЕХ носителей Казачьего Спаса (из России, Германии, Америки), собравшихся выбрать нового Хранителя Заветов, в ведение которого перейдут священные для носителей Казачьего Спаса артефакты… Да, много ещё чего происходит с автором и главной героиней в этой книге! 
 В отличие от первой книги цикла о Казачьем Спасе во второй мало упражнений, заклинаний и молитв – основу её составляют размышления о мире и душе человеческой и сжатый рассказ об обучении джигитовке, самообороне, раскрытию сквозного видения (ясновидения) и т. п. Делится она на две части.
В первой части речь идёт о Казачьих Заветах – 12 артефактах, которые нужно хранить, чтобы мир не разлетелся на куски - шашке, нагайке, братине, евангелии с золотым обрезом, нательном кресте, печати, насечке, рушнике и т.д. Поклонение вещам напоминает язычество или фетишизм. Но, ведь, и в христианстве есть поклонение святыням – Туринской плащанице, Поясу Богородицы. Учитывая это, уже не удивляешься, узнав, что новым Хранителем Заветов Казачьего Спаса характерники выбрали иеромонаха Василия – поклонника Николая Сербского, процитировавшего одну из его молитв: «Господи всемилостивый, не оставь мир без твоей милости. Через вещи являешь Ты чудеса, когда люди теряют дар чудотворения…» Удивителен обряд посвящения в Хранители Заветов, в котором участвует Дарья, – в нём сочетаются старинные казачьи традиции и церковная служба. По традиции при выборе атамана ему приходилось проходить ряд испытаний среди которых в старые времена были те, что отбивали гордыню – кому-то выпадало стоять на коленях перед войском, кому-то принимать удары плетью… Вот такой же ритуал провели с новым Хранителем, обильно измазав его речным илом, после чего он (уже отмытый) провёл вторую часть ритуала, «отметив» каждого из присутствующих – и носителей Спаса, и их учеников Заветами. Вот как описывает свои ощущения при этом автор книги: «С прикосновением каждого из Заветов в меня словно вливалась какая-то сила. Вот что было странным: предметы духовные – Евангелие, хоругвь и крест – будто дали мне лишь чуточку света, с переходом же к предметам более мирским этот свет точно уплотнялся, наливался жаром. Когда же Хранитель коснулся моего лба горшком с углём, я преисполнилась энергией такой мощи, что показалась сама себе весенней рекой, полной талой воды, готовой вот-вот выйти из берегов и разлиться по степям и полям! От томившей меня усталости не осталось и следа, её смело напором жгучей силы, распиравшей меня изнутри. Подобной силы я до сих пор не ведала, не испытывала на себе: в ней был и свет Духа Господня, и сила стихий земных, и молниеносный полёт мысли, и умение, достигающее мастерства, и бесконечный простор небес, и твердь берегов земных…» Общаясь с новым Хранителем Заветов Дарья учится понимать душу вещей – ведь, как утверждает иеромонах Василий, все они живые и нужно смотреть на них «глазами Бога» (каждая вещь создана Господом с какой-то целью, и нужно увидеть – с какой именно).
Действие второй части книги перенесёт читателя на Кавказ – туда, куда к месту своего постоянного жительства отправился новый Хранитель Заветов, сопровождаемый сыном Домны Каликовой боевым офицером Георгием и… Дарьей. Здесь, в расположении воинской части последовательнице Казачьего Спаса предстояло провести несколько недель, увидеть «сбор змей», приманенных одним из подчинённых Георгия (особый вид маскировки, когда змеи оплетают человека с ног до головы)… принять на себя выстрел, почувствовать, что такое подмена сознания. И снова читателю покажется, что он находится в сказке, и снова прозрение – это реальность, это – малоизученные возможности человеческого организма и психики. О последней вспоминаешь постоянно, потому что Дарья, несмотря на свой опыт Пути Спаса, наивна, как ребёнок. Постоянно пытается перепроверить слова наставников, но попадается на дешёвые трюки. От этого её и пытается отучить Георгий со своими бойцами, разыграв представление с «ловлей пуль зубами»: «Доверять и верить – вещи разные. …ты сама по себе – человек неглупый, да и в Спасе уже продвинулась довольно, чтобы чувствовать, когда человек искренен с тобой, а когда лукавит. Мало ли, что свой! Информацию фильтровать надо всегда. Или мать не учила тебя, что люди брехать горазды?» Зачем нужен такой урок Дарье? Затем, чтобы не стать жертвой наведения, ведь, случай с «волшебными пулями» и подмена сознания, которую провели в этот раз с ней, были мягкими. «Жёсткое наведение может человека забросить на несколько месяцев или даже лет в чуждую обстановку, заставить выполнять определённые задачи, а потом вернуть к обычной жизни, и при этом он не будет помнить ничего из того, что происходило на самом деле. Да, что он сам! Даже близкие его не заметят его многолетнего отсутствия». Страшно? А теперь представьте, что такому наведению подвергся носитель Спаса – «универсальный солдат». Вот это – на самом деле страшно. Характерник, бездумно выполняющий чужую задачу, - это угроза для всего мира. Становится понятным стремление Георгия научить Дарью распознавать ложь, защищаться от наведения. Сами характерники этой психологической техникой в настоящее время пользуются редко, хотя и овладевают ей в обязательном порядке, чтобы не утратить ничего из знаний предков. Когда характерники прошлого научились наведению, теперь уже, наверное, никто не скажет. А вот зачем – пожалуйста. Один-единственный «трюк» с наведением мог спасти жизнь казачьего отряда в горах, где в отдельных аулах существовал адат (закон) – накормить-напоить чужеземного гостя, уложить его спать, да сонному горло и перерезать. После наведения перепуганные горцы уже не рисковали связываться с «колдунами».
Все бойцы спецотряда Георгия Калитвина – характерники. Но в учителя Дарье Георгий назначает двоих потомственных последователей Спаса – кубанского казака и татарина  -для обучения приёмам самообороны, джигитовки и… ясновидения. Но основным учителем, сводящим разрозненные картинки, полученные на занятиях, воедино всё же остаётся он сам. Именно из его пояснений вырисовывается суть Спаса: «Есть в Казачьем Спасе два пути – путь характерника и путь святости. Характерник прозревает мир, святой – людей. На путь характерника может вступить каждый, кто следует Спасову Слову. На путь святости приводит лишь Господь. <…> Надо стремиться к святости – насколько хватит сил твоей души. Но сил обычно у человека хватает разве что для простой житейской праведности, и, поверь, это – уже много. Чтобы стать святым, надо отрешиться не только от соблазнов мира, но и от самого себя, стать прозрачным до такой степени, чтобы творческая сила Господа могла действовать в тебе совершенно свободно. Вот тогда ты и сможешь прозревать Дух в человеке и общаться именно с этим Духом, не оставляя лжи шанса заслонить Его».
Как говорила Дарья в предисловии, Путь Спаса – это нелёгкий труд. Обучение характерника может показаться варварством, издевательством над человеком. Не всякий выдержит те испытания, через которые прогоняют учителя Дарью – впрыскивание яда и выживание в течение суток в горах, общение со змеями, падение с лошади, ежедневная зарядка из семи упражнений каждое из которых нужно повторить тысячу раз, поиски погибшего в горах, открытие сквозного видения, а потом «закрытие» этой способности (в наказание за попытку проникнуть в тайны военной базы)… И всё это – в течение двух-трёх недель! Большая часть людей не выдержала бы, сдалась. Именно поэтому Казачий Спас остаётся достоянием небольшого числа людей – избранных, тех, кто готов психически и физически следовать этому нелёгкому Пути…
Впрочем, можно ещё долго рассказывать об удивительной казачьей науке, пересказывая содержание книг Дарьи Усвятовой, – тем более что в них всплывают интересные факты из истории, быта, фольклора казаков (о том, что многожёнство казаки грехом не считали; или о том, что у знаменитой песни «Сон Стеньки Разина» есть вариант, в котором казак, видевший вещий сон, менял его и не погибал…).
Но не интереснее ли читать книги самостоятельно?

Эти и другие книги по истории и культуре казачества
вы найдёте в нашей библиотеке.
Наш адрес: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Комментариев нет:

Отправить комментарий