среда, 15 января 2025 г.

Талант от Бога. Александр Грибоедов


15 января исполняется 230 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), русского писателя, дипломата.

Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Его предок Ян Гржибовский в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия автора Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский.

Поэт был настоящим полиглотом и владел многими иностранными языками. Этот талант проявился у Александра еще в детстве. В 6-летнем возрасте он свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в совершенстве - английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык. Позже, будучи на Кавказе, он выучил арабский, персидский и турецкий языки.

В 1812 году семнадцатилетний Грибоедов добровольцем пошел на войну, но непосредственно в боях Александр Сергеевич участия не принимал — служил в тылу.

Грибоедов был масоном. Он состоял в самой большой ложе Петербурга под названием «Соединенные друзья». Примечательно, что в голове Александра Грибоедова роились мысли, чтобы об ее усовершенствовании: его не устраивала, как ему казалось, увлечение обрядностью и внешними ритуальными вещами. Свою экспериментальную ложу он даже назвал «Благо». За легитимацией Грибоедов обратился в шотландские ложи, которые были в России, а потом в Великую провинциальную ложу России. Но оба раза получил отказ.

Грибоедов также требовал, чтобы члены ложи говорили по-русски и чтобы они видели главную свою задачу в распространении русской грамоты. Но, к сожалению, этому проекту писателя не суждено было осуществиться. Масоном Грибоедов оставался до конца жизни: он не выходил из братства, но постепенно охладел к тайному обществу.

Интересно, что Александра Грибоедова подозревали в связях с декабристами, за что подвергали аресту в 1826 году. Однако вскоре его отпустили, так как показаний, данных на него, было недостаточно. Он, действительно, не просто поддерживал знакомство с декабристами. Но, будучи дипломатом, пытался облегчить их участь.

Литературное наследие Александра Грибоедова — это всего одно произведение, зато бессмертное. Замысел комедии «Горе от ума» родился вдали от родины, когда Грибоедов пребывал на дипломатической службе в Персии. Работа над произведением продолжилась в Грузии и была закончена уже в России.

Несмотря на два века, отделяющие Грибоедова от современных читателей, его «Горе от ума» остается комедией на все времена. Александр Сергеевич Пушкин, прочитав комедию, пророчески воскликнул: «О стихах я не говорю – половина должна войти в пословицы». «Служить бы рад – прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» – все эти и многие другие крылатые выражения из «Горя от ума» прочно вошли в нашу речь.

Когда Грибоедов закончил работу над комедией «Горе от ума», то первым, к кому он пошёл показать труд, был тот, кого он больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов. С трепетом направился к нему первому Грибоедов, чтобы показать свой труд.

«Я привез манускрипт! Комедию…» «Похвально. Ну что же? Оставьте». «Я буду читать вам свою комедию. Если вы с первых сцен попросите меня удалиться, я исчезну». «Извольте сразу начинать», - ворчливо согласился баснописец. Проходит час, другой - Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. «Нет, - замотал он головой. - Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

В 1826 году автора комедии арестовали, полгода ограничивали в свободе, но доказать его причастность к декабристскому заговору не удалось. Впервые пьесу Грибоедова поставили на сцене в 1831 году в Москве, первая полная публикация состоялась лишь в 1862 году

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Говорят, однажды актер и драматург Петр Каратыгин сказал Грибоедову: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!» Он улыбнулся, взглянул на него из-под очков и отвечал: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».

Жизнь Александра Сергеевича Грибоедова оборвалась трагически, когда ему было тридцать четыре года. Будучи министром-резидентом (послом) России в Персии, он был убит фанатичной толпой мусульман, разгромивших русскую миссию. Грибоедов был ранен на дуэли: пуля раздробила ему кисть левой руки. И лишь это ранение стало единственным опознавательным знаком. По нему смогли определить труп писателя, обезображенный до неузнаваемости в Тегеране, где 30 января 1829 года Александр Грибоедов был растерзан взбунтовавшейся толпой исламских фанатиков. Кроме него погибло более пятидесяти человек, служивших в русском посольстве.

Подготовила Наиля Сабитовна Якимович

Комментариев нет:

Отправить комментарий