суббота, 18 января 2025 г.

Полководец Гражданской войны Михаил Фрунзе

  

История Гражданской войны мало знакома подрастающему поколению, а их представление о ней ограничивается знанием о разделении населения страны на «красных» и «белых». Поэтому исторический час, посвящённый главному полководцу этой войны, Михаилу Васильевичу Фрунзе, прошедший в читальном зале библиотеки для девятиклассников школы № 56, стал попыткой расширить познания ребят по истории России. Мероприятие проведено в преддверии 140-летия советского военачальника, которое состоится 2 февраля этого года.  

Началась встреча с отрывка из документального фильма «Михаил Фрунзе», из которого ребята узнали о начале жизненного пути полководца и его решении встать на путь революционной борьбы (до этого момента Фрунзе хотел преобразовать судьбу жителей России мирным путём и поступил на экономическое отделение Петербургского университета).

Ребята прослушали рассказ о деятельности Фрунзе по созданию народных дружин в 1905-1907 гг., о работе в рядах РСДРП, о деле за которое он едва не получил смертный приговор (был заменен сначала на 6 лет тюрьмы, а потом на ссылку по ходатайству профессора М. Ковалевского), о встрече с казаками и полученной по их вине травме коленного сустава, побеге из ссылки и т. д. Дореволюционная жизнь Фрунзе воспринималась ребятами с удивлением, поскольку в школе на уроках истории они пока дошли до отмены крепостного права. А ведущая встречи акцентировала их внимание на том, что Фрунзе в отличие от остальных политических ссыльных, занимался образованием по военному делу. И среди учебников, которые он штудировал, был учебник Ф.Ф. Новицкого, с которым в годы Гражданской войны Фрунзе встретился и прослужил около 3 лет (Фрунзе был командующим фронтом, Новицкий – начальником штаба).

Для того чтобы ребята представили размах географии перемещений Фрунзе, как командующего фронтами, М. Н. Урусова вызвала к карте Российской Империи одного из школьников, которого ребята и учитель определили, как лучшего знатока географии. Ему предстояло показать, где находится Украина, на территории которой Михаил Васильевич гонялся за Махно, где Омск, где заседал другой враг Фрунзе – адмирал Колчак, и где находился Туркменистан с резиденцией эмира Бухарского. Схема перемещений получилась впечатляющая. Отдельно прозвучала информация о том, что на территории Сибири под крылом Колчака развернулось движение, получившее название «атаманщина», и о том, как Фрунзе объявил амнистию тем казака, кто сдастся добровольно, очистив таким образом дорогу к Туркменистану.

О значении заслуг М. В. Фрунзе перед нашей страной, дети узнали из видео с выступлением историков.

Ещё один видеофрагмент был посвящён последнему году жизни полководца и его внезапной смерти. В самом конце встречи прозвучала информация о том, что распространённая версия убийства Фрунзе Сталиным не подтверждается документально. Наоборот, есть масса писем самого Фрунзе жене по поводу желания пройти через операцию и забыть о язве (она мешала ему жить и руководить армией), а также протокол вскрытия из которого ясно, что из-за отсутствия в то время должного уровня диагностики, приступая к операции, врачи не знали некоторых осложнений, которые и привели к летальному исходу.

С особым интересом ребята посмотрели фотографии Тимура и Татьяны Фрунзе с приёмным отцом – К. Е. Ворошиловым. А затем фото брата и сестры в военной форме в годы Великой Отечественной войны, фото комсомольского билета Тимура с надписью о том, что он погиб смертью храбрых, и Татьяны Михайловны с внуками и правнуками.

Завершающими словами М. Н. Урусовой стали слова о необходимости учить историю своей страны, чтобы не поддаваться на провокации её врагов и твёрдо знать – у нас есть чем гордиться.

Ребята и преподаватель благодарили за интересный рассказ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий