История Гражданской войны мало знакома подрастающему
поколению, а их представление о ней ограничивается знанием о разделении
населения страны на «красных» и «белых». Поэтому исторический час, посвящённый
главному полководцу этой войны, Михаилу Васильевичу Фрунзе, прошедший в
читальном зале библиотеки для девятиклассников школы № 56, стал попыткой
расширить познания ребят по истории России. Мероприятие проведено в преддверии
140-летия советского военачальника, которое состоится 2 февраля этого года.
Началась встреча с отрывка из документального фильма «Михаил Фрунзе», из которого ребята узнали о начале жизненного пути полководца и его решении встать на путь революционной борьбы (до этого момента Фрунзе хотел преобразовать судьбу жителей России мирным путём и поступил на экономическое отделение Петербургского университета).
Ребята прослушали рассказ о деятельности Фрунзе по
созданию народных дружин в 1905-1907 гг., о работе в рядах РСДРП, о деле за
которое он едва не получил смертный приговор (был заменен сначала на 6 лет
тюрьмы, а потом на ссылку по ходатайству профессора М. Ковалевского), о встрече
с казаками и полученной по их вине травме коленного сустава, побеге из ссылки и
т. д. Дореволюционная жизнь Фрунзе воспринималась ребятами с удивлением,
поскольку в школе на уроках истории они пока дошли до отмены крепостного права.
А ведущая встречи акцентировала их внимание на том, что Фрунзе в отличие от
остальных политических ссыльных, занимался образованием по военному делу. И
среди учебников, которые он штудировал, был учебник Ф.Ф. Новицкого, с которым в
годы Гражданской войны Фрунзе встретился и прослужил около 3 лет (Фрунзе был
командующим фронтом, Новицкий – начальником штаба).
Для того чтобы ребята представили размах географии
перемещений Фрунзе, как командующего фронтами, М. Н. Урусова вызвала к карте
Российской Империи одного из школьников, которого ребята и учитель определили,
как лучшего знатока географии. Ему предстояло показать, где находится Украина,
на территории которой Михаил Васильевич гонялся за Махно, где Омск, где заседал
другой враг Фрунзе – адмирал Колчак, и где находился Туркменистан с резиденцией
эмира Бухарского. Схема перемещений получилась впечатляющая. Отдельно
прозвучала информация о том, что на территории Сибири под крылом Колчака
развернулось движение, получившее название «атаманщина», и о том, как Фрунзе
объявил амнистию тем казака, кто сдастся добровольно, очистив таким образом
дорогу к Туркменистану.
О значении заслуг М. В. Фрунзе перед нашей страной,
дети узнали из видео с выступлением историков.
Ещё один видеофрагмент был посвящён последнему году
жизни полководца и его внезапной смерти. В самом конце встречи прозвучала
информация о том, что распространённая версия убийства Фрунзе Сталиным не
подтверждается документально. Наоборот, есть масса писем самого Фрунзе жене по
поводу желания пройти через операцию и забыть о язве (она мешала ему жить и
руководить армией), а также протокол вскрытия из которого ясно, что из-за
отсутствия в то время должного уровня диагностики, приступая к операции, врачи не
знали некоторых осложнений, которые и привели к летальному исходу.
С особым интересом ребята посмотрели фотографии Тимура
и Татьяны Фрунзе с приёмным отцом – К. Е. Ворошиловым. А затем фото брата и
сестры в военной форме в годы Великой Отечественной войны, фото комсомольского
билета Тимура с надписью о том, что он погиб смертью храбрых, и Татьяны
Михайловны с внуками и правнуками.
Завершающими словами М. Н. Урусовой стали слова о
необходимости учить историю своей страны, чтобы не поддаваться на провокации её
врагов и твёрдо знать – у нас есть чем гордиться.
Ребята и преподаватель благодарили за интересный рассказ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий