2
января 2025 года - знаменательная дата – исполняется 100 лет со дня рождения
советской и российской оперной и камерной певицы, педагога, общественного
деятеля, профессора Московской консерватории и солистки Большого театра Ирины
Константиновны Архиповой, имя которой носит Детская школа искусств.
2
января 1925 года в Москве родилась девочка Ира. Ее тягу к музыке заметил отец
Константин Иванович и решил отдать будущую певицу в Центральную музыкальную
школу при Московской консерватории. Но учиться там Ире не пришлось из-за
внезапной болезни. К счастью, здоровье вскоре наладилось, и девочка поступила в
школу имени сестер Гнесиных. Вместе с занятиями на фортепиано, Ирина пела в
хоре музыкальной школы.
В
1941 году началась Великая Отечественная война. Семья Архиповых отправилась в
эвакуацию в Ташкент, где Ирина закончила школу.
А
по возвращении в Москву будущая певица поступает… в архитектурный институт.
Она старательно училась на архитектора и видела в этом свое призвание, но находила время для занятий музыкой во внеурочное время. Девушка стала заниматься со старшекурсницей-вокалисткой из Московской консерватории. Однако не имевшая педагогического опыта студентка не смогла дать Ирине необходимые вокальные навыки, и в итоге та только разочаровалась в своих способностях.
Новая
страница на ее пути к сцене открылась, когда в институте возник вокальный
кружок, который вела концертмейстер и педагог с большим опытом Надежда
Матвеевна Малышева. Именно под ее крылом Ирина Архипова освоила основы
вокального искусства и поставила голос. Новая наставница вернула ей веру в
себя.
В
1948 году Ирина Константиновна закончила институт и стала работать в
архитектурной мастерской. Она занималась проектированием жилых домов в Москве,
по ее проекту был построен Финансовый институт. После окончания МАРХИ поступила
в аспирантуру вокального факультета Московской консерватории. В 1954 году
перевелась на заочное отделение и уехала в Свердловск. Ирина год проработала в
театре, и решила поучаствовать в международном вокальном конкурсе в Варшаве.
Став победителем, она открыла себе дорогу на большую сцену.
Очень
скоро ее пригласили в Москву, в Большой театр. В это время там шла работа над
обновленной постановкой «Кармен» Жоржа Бизе. Эта роль стала дебютом певицы, а
затем принесла ей международное признание. Артистку хвалили не только за голос,
но и за искусство перевоплощения.
Ирине
Константиновне отныне стала подвластна любая сцена. С 1955 года она
гастролирует за рубежом: в Австрии, Польше, ГДР, Финляндии, Италии, Венгрии,
Румынии, Чехословакии, Болгарии, США, Японии, Франции, Канаде. В 1967 и в 1971
годах пела в театре Ла Скала. Регулярно выступала в театрах «Гранд Опера»
(Париж), «Колон» (Буэнос-Айрес), «Метрополитен-опера» и «Карнеги-Холл»
(Нью-Йорк), «Ирода Аттика» (Афины).
В
1974 году певица вернулась в родную консерваторию, чтобы работать в качестве
преподавателя. В 1984 году заслужила звание профессора. На протяжении многих
лет Ирина Архипова осуществляла разностороннюю, масштабную просветительскую,
педагогическую и организационную деятельность, которая выходила за рамки не
только Московской консерватории, но и за рамки Советского Союза.
Но
вот повествование о жизни великой певицы переносит нас на берега Селигера в
1987 год, где происходит историческое событие. Незадолго до этого решением
Осташковского исполкома здание Воскресенской церкви было передано под
художественно-архитектурный отдел Осташковского краеведческого музея, но
разместить там экспозицию было не суждено.
В
это время Ирина Архипова проводит множество музыкальных конкурсов и объединяет
вокруг себя целый ряд союзов музыкальных деятелей, в том числе - из
Калининского музыкального общества. Появляется идея проведения на берегах
Селигера музыкального фестиваля. Эта идея изначально принадлежала заместителю
председателя Калининского музыкального общества Наталье Михайловне Малышевой и
была поддержана на всех уровнях, и в районе, и в Союзе. Ирина Константиновна,
как человек, всегда открытый для новых начинаний, по достоинству оценила эту
идею.
Ну
а после активная работа началась на местном уровне. Заведующая краеведческим
музеем Тамара Ивановна Захарова предложила проводить концерты фестиваля в
отреставрированной трапезной Воскресенской церкви. И, казалось бы, недосягаемая
звезда мировой сцены, Ирина Архипова лично приехала в Осташков по приглашению
Людмилы Ивановны Евсюковой, заслуженного работника культуры РФ, которая много
лет возглавляла отдел культуры Осташковского района.
В
своей книге «Музыка жизни» Ирина Архипова писала: «…С самого начала нашей
совместной работы по подготовке фестивалей в Осташкове мы сразу же поставили
перед собой задачу: наши концерты должны отвечать одному – единственному
требованию – они должны быть только самого высокого уровня. Никаких скидок на
то, что это глубинка России, провинция! Люди, где бы они ни жили, везде
заслуживают только подлинного искусства. И никаких подделок! Мы тщательно
отбираем тех, кого намечаем пригласить на фестиваль в Осташков. И не важно,
известные это исполнители с уже громкими именами или молодые музыканты, только
вступающие в творческую жизнь. Главное – степень их таланта, мастерства. А
выбрать у нас, к счастью, есть из кого. Наша страна имеет замечательных
исполнителей разных жанров, разных поколений. И не только наша страна.
Фестиваль стал международным».
22
года Ирина Константиновна руководила фестивалем и ни разу не отступила от
своего принципа, лично составляя программы. И она завещала его нам.
Первый
фестиваль «Музыкальное лето Селигера» подарил осташам незабываемые концерты
Михаила Плетнева – редкостно талантливого пианиста, дирижера, композитора.
Летом 1988 года осташи познакомились с творчеством народной артистки России
Галины Борисовой, услышали камерный хор «Виват» под управлением Игоря
Журавленко и ансамбль старинной музыки «Корцентино». Сама Ирина Архипова в
ознаменование открытия фестиваля «Музыкальное лето Селигера» дала три сольных
концерта.
Фестиваль
уникален, он единственный подобного рода на всей Тверской земле, в том числе
благодаря акустическим данным помещения. Его называют «Осташковским феноменом»
за разнообразие жанров и исполнителей. Это фестиваль, представляющий лучшие
образцы высокого академического искусства. В 1998 году событие сменило название
«Музыкальное лето Селигера» и стало называться «Музыкальные вечера на
Селигере», но до сих пор остается эпицентром культурной жизни селигерской
земли.
Ирина
Архипова полюбила Осташков, привозила сюда своих друзей. В 1996 году за
многолетнюю общественную работу по организации фестиваля «Музыкальное лето
Селигера» и активное участие в нем Ирине Константиновне Архиповой было
присвоено звание «Почетный гражданин Осташкова». В юбилейный для Ирины
Константиновны 2000 год, когда исполнилось 45 лет с начала ее творческой
деятельности, в знак особой признательности, ее имя было присвоено Осташковской
детской школе искусств.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий