четверг, 2 января 2025 г.

«Как светлеют души и лица...»


2 января 2025 года - знаменательная дата – исполняется 100 лет со дня рождения советской и российской оперной и камерной певицы, педагога, общественного деятеля, профессора Московской консерватории и солистки Большого театра Ирины Константиновны Архиповой, имя которой носит Детская школа искусств.

2 января 1925 года в Москве родилась девочка Ира. Ее тягу к музыке заметил отец Константин Иванович и решил отдать будущую певицу в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Но учиться там Ире не пришлось из-за внезапной болезни. К счастью, здоровье вскоре наладилось, и девочка поступила в школу имени сестер Гнесиных. Вместе с занятиями на фортепиано, Ирина пела в хоре музыкальной школы.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Семья Архиповых отправилась в эвакуацию в Ташкент, где Ирина закончила школу.

А по возвращении в Москву будущая певица поступает… в архитектурный институт.

Она старательно училась на архитектора и видела в этом свое призвание, но находила время для занятий музыкой во внеурочное время. Девушка стала заниматься со старшекурсницей-вокалисткой из Московской консерватории. Однако не имевшая педагогического опыта студентка не смогла дать Ирине необходимые вокальные навыки, и в итоге та только разочаровалась в своих способностях.

Новая страница на ее пути к сцене открылась, когда в институте возник вокальный кружок, который вела концертмейстер и педагог с большим опытом Надежда Матвеевна Малышева. Именно под ее крылом Ирина Архипова освоила основы вокального искусства и поставила голос. Новая наставница вернула ей веру в себя.

В 1948 году Ирина Константиновна закончила институт и стала работать в архитектурной мастерской. Она занималась проектированием жилых домов в Москве, по ее проекту был построен Финансовый институт. После окончания МАРХИ поступила в аспирантуру вокального факультета Московской консерватории. В 1954 году перевелась на заочное отделение и уехала в Свердловск. Ирина год проработала в театре, и решила поучаствовать в международном вокальном конкурсе в Варшаве. Став победителем, она открыла себе дорогу на большую сцену.

Очень скоро ее пригласили в Москву, в Большой театр. В это время там шла работа над обновленной постановкой «Кармен» Жоржа Бизе. Эта роль стала дебютом певицы, а затем принесла ей международное признание. Артистку хвалили не только за голос, но и за искусство перевоплощения.

Ирине Константиновне отныне стала подвластна любая сцена. С 1955 года она гастролирует за рубежом: в Австрии, Польше, ГДР, Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, США, Японии, Франции, Канаде. В 1967 и в 1971 годах пела в театре Ла Скала. Регулярно выступала в театрах «Гранд Опера» (Париж), «Колон» (Буэнос-Айрес), «Метрополитен-опера» и «Карнеги-Холл» (Нью-Йорк), «Ирода Аттика» (Афины).

В 1974 году певица вернулась в родную консерваторию, чтобы работать в качестве преподавателя. В 1984 году заслужила звание профессора. На протяжении многих лет Ирина Архипова осуществляла разностороннюю, масштабную просветительскую, педагогическую и организационную деятельность, которая выходила за рамки не только Московской консерватории, но и за рамки Советского Союза.

Но вот повествование о жизни великой певицы переносит нас на берега Селигера в 1987 год, где происходит историческое событие. Незадолго до этого решением Осташковского исполкома здание Воскресенской церкви было передано под художественно-архитектурный отдел Осташковского краеведческого музея, но разместить там экспозицию было не суждено.

В это время Ирина Архипова проводит множество музыкальных конкурсов и объединяет вокруг себя целый ряд союзов музыкальных деятелей, в том числе - из Калининского музыкального общества. Появляется идея проведения на берегах Селигера музыкального фестиваля. Эта идея изначально принадлежала заместителю председателя Калининского музыкального общества Наталье Михайловне Малышевой и была поддержана на всех уровнях, и в районе, и в Союзе. Ирина Константиновна, как человек, всегда открытый для новых начинаний, по достоинству оценила эту идею.

Ну а после активная работа началась на местном уровне. Заведующая краеведческим музеем Тамара Ивановна Захарова предложила проводить концерты фестиваля в отреставрированной трапезной Воскресенской церкви. И, казалось бы, недосягаемая звезда мировой сцены, Ирина Архипова лично приехала в Осташков по приглашению Людмилы Ивановны Евсюковой, заслуженного работника культуры РФ, которая много лет возглавляла отдел культуры Осташковского района.

В своей книге «Музыка жизни» Ирина Архипова писала: «…С самого начала нашей совместной работы по подготовке фестивалей в Осташкове мы сразу же поставили перед собой задачу: наши концерты должны отвечать одному – единственному требованию – они должны быть только самого высокого уровня. Никаких скидок на то, что это глубинка России, провинция! Люди, где бы они ни жили, везде заслуживают только подлинного искусства. И никаких подделок! Мы тщательно отбираем тех, кого намечаем пригласить на фестиваль в Осташков. И не важно, известные это исполнители с уже громкими именами или молодые музыканты, только вступающие в творческую жизнь. Главное – степень их таланта, мастерства. А выбрать у нас, к счастью, есть из кого. Наша страна имеет замечательных исполнителей разных жанров, разных поколений. И не только наша страна. Фестиваль стал международным».

22 года Ирина Константиновна руководила фестивалем и ни разу не отступила от своего принципа, лично составляя программы. И она завещала его нам.

Первый фестиваль «Музыкальное лето Селигера» подарил осташам незабываемые концерты Михаила Плетнева – редкостно талантливого пианиста, дирижера, композитора. Летом 1988 года осташи познакомились с творчеством народной артистки России Галины Борисовой, услышали камерный хор «Виват» под управлением Игоря Журавленко и ансамбль старинной музыки «Корцентино». Сама Ирина Архипова в ознаменование открытия фестиваля «Музыкальное лето Селигера» дала три сольных концерта.

Фестиваль уникален, он единственный подобного рода на всей Тверской земле, в том числе благодаря акустическим данным помещения. Его называют «Осташковским феноменом» за разнообразие жанров и исполнителей. Это фестиваль, представляющий лучшие образцы высокого академического искусства. В 1998 году событие сменило название «Музыкальное лето Селигера» и стало называться «Музыкальные вечера на Селигере», но до сих пор остается эпицентром культурной жизни селигерской земли.

Ирина Архипова полюбила Осташков, привозила сюда своих друзей. В 1996 году за многолетнюю общественную работу по организации фестиваля «Музыкальное лето Селигера» и активное участие в нем Ирине Константиновне Архиповой было присвоено звание «Почетный гражданин Осташкова». В юбилейный для Ирины Константиновны 2000 год, когда исполнилось 45 лет с начала ее творческой деятельности, в знак особой признательности, ее имя было присвоено Осташковской детской школе искусств.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий