8 января 1910 года (115 лет назад)
родилась советская балерина, педагог Галина Сергеевна Уланова.
Галину Уланову называли гением танца. «Тонкая, хрупкая, неземное создание», –
писала Ваганова о своей ученице. Великая танцовщица оттачивала танцевальную
технику своей незаурядной ученицы и ее природную лиричность.
Галина Сергеевна Уланова происходит из семьи
артистов балета. Ее отец входил в труппу Мариинского театра, а мама работала
балетным педагогом.
Исследователи отмечают, что ее стиль начал формироваться еще в детстве. Тогда же она с родителями часто бывала на даче близ Щирского озера. Ребенком Уланова много времени проводила на природе, где ее ничего не отвлекало.
Несмотря на то что на больших сценах Галине Улановой
чаще всего были присущи хрупкие и утонченные образы, в жизни она едва ли могла
примерить их на себя. С раннего возраста ее отличал бойкий и яркий характер.
Поступив в хореографическое училище, она увлекалась мужскими партиями и знала
приемы поддержки.
Заниматься балетным искусством будущая прима начала
в девять лет. Ее первым педагогом была мама, но впоследствии Галина Сергеевна
перешла в класс к Агриппине Вагановой. После выпуска работала в Мариинском
театре.
Еще в начале ее карьеры критики отмечали, как она
искусно сочетает классический танец с драматической игрой и пластикой. Видя
балерину на сцене, публика воспринимала выступления Улановой как что-то
утонченное, хотя добиваться такого мастерства Галине Сергеевне приходилось
через изнурительные тренировки. Ее отличительными чертами были спонтанность
жестов, непосредственность и легкость движений.
Дебют Улановой в Мариинском театре состоялся 6
января 1929 года.
Галина Сергеевна начала исполнительский путь с роли
Флорины в «Спящей красавице» Чайковского. В начале карьеры Уланова бралась за
все роли, которые ей предлагали, считая, что любая работа приносит свои
результаты. Она очень многое пробовала и экспериментировала, в ней было
неуемное желание к совершенствованию и стремление из каждой роли вынести что-то
полезное. Быть может, поэтому Галина Сергеевна часто бралась за разноплановые
роли и сочетала классические постановки с новаторскими.
Уже первые выступления принесли балерине большой
успех. Позднее, на сцене Большого театра Уланова открывает для себя и для
зрителей прокофьевских Золушку из одноименного балета и Катерину из «Каменного
цветка», Парашу из «Медного всадника» и Тао Хоа из «Красного цветка» Глиэра,
танцует партии, уже принесшие ей известность, – Одетту-Одиллию, Джульетту,
Жизель. И неизменно балетные критики и публика пытались разгадать секрет
Улановского танца.
Расцвет карьеры Галины Улановой пришелся на середину
XX века — время, когда она была прима-балериной Большого театра в Москве. С ним
у Галины Сергеевны связан выдающийся сезон 1956 года. Тогда артистов труппы
пригласили в Великобританию, где они должны были играть спектакли в
Ковент-гардене. По воспоминаниям того времени, публика выстраивалась в очередь,
чтобы попасть на показы. Увидев Уланову на сцене, зал был поражен ее техникой,
пластикой движения, умением парить на сцене и придавать каждому шагу невероятную
легкость. С этого момента можно считать, что к Улановой пришла мировая
известность.
Она начала сотрудничать с ведущими мировыми
театрами. Ее техникой восхищались от Америки до Японии. В знак признания ее
мастерства Американская академия искусств и наук предложила ей стать членом
академии, на что Галина Сергеевна согласилась.
Галина Уланова выступала на сцене продолжительное
время, она закончила карьеру артистки в 50 лет. После этого начала преподавать.
Ей удалось вырастить поколение блестящих артистов балета и передать свой опыт,
знания, наработки, к которым она стремилась годами. Кроме того, она
сотрудничала с зарубежными артистами. У нее брали классы танцовщики из многих
стран мира — от Франции до Австралии.
Галина Уланова вошла в историю танца как артист,
способный сочетать в своих работах все элементы хореографии и доступные
выразительные средства. При этом многое она делала настолько технично, что
возникало ощущение, будто бы это получалось случайно, само собой.
Ее мастерство и талант ценят во всем мире. Особое
внимание и уважение русской балерине уделяют в Париже, там даже создают
спектакли о ней. Ее именем называют улицы по всему миру. Галина Уланова —
пример для подражания и повод для гордости.
Галина Уланова – народная артистка СССР, дважды
Герой Социалистического Труда, награждена командорским крестом ордена Почетного
легиона (Франция).
Умерла Галина Сергеевна Уланова 21 марта 1998
года в Москве и похоронена на Новодевичьем кладбище. В её московской квартире
открыт музей.
Подготовила Наиля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий