30 января 1900 года родился советский композитор Исаак Осипович Дунаевский.
На Западе его называли «красным Моцартом», в СССР - «советским», а друзья ласково - «Дуней»…
Автор 12 оперетт, четырех балетов, множества популярных песен и музыки к нескольким десяткам кинофильмов, композитор и дирижер Исаак Осипович Дунаевский родился 30 января 1900 года в небольшом городке Лохвица (сегодня - это Полтавская область Украины) в семье банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича Дунаевского. Полное имя композитора - Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский. У Исаака Осиповича было еще четыре брата и одна сестра, и все они так же, как и он, связали свою жизнь с музыкой.
Дунаевский проявлял незаурядные музыкальные
способности с раннего детства. В пять лет он уже подбирал на фортепиано по
слуху сложные мелодии, импровизировал на домашних вечерах. C восьмилетнего
возраста брал уроки скрипки у Григория Полянского.
В 1918 году молодой человек с золотой медалью окончил
гимназию в Харькове, а через год - Харьковскую консерваторию по классу скрипки.
Сразу после этого Дунаевского пригласили работать скрипачом в оркестре местного
драматического театра. Там он обратил на себя внимание режиссера театра Николая
Синельникова, который предложил Дунаевскому написать музыку к одному из
спектаклей. Так уже в 1920 году состоялся дебют Исаака Осиповича в качестве
театрального композитора - он создал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро».
Успех был молниеносным. Дунаевского очень скоро назначили заведующим
музыкальной частью театра.
В 1924-м, по приглашению актера
Владимира Хенкина, Исаак Осипович переехал в Москву, чтобы стать музыкальным
руководителем театра «Эрмитаж». Также он сотрудничал с Театром сатиры и
Московским театром оперетты.
Когда Дунаевского пригласили в 1929 году в недавно
открывшийся ленинградский эстрадно-музыкальный театр «Мюзик-холл», композитор
обладал уже внушительным портфолио. Он написал музыку для 62 драматических
спектаклей, 23 эстрадных обозрений, 2 водевилей, 2 балетов и 8 оперетт, среди
которых «Женщины в аду», «Пассажир с «Океаника» и «Соломенная шляпка».
В «Мюзик-холле» Дунаевский работал
музыкальным руководителем и главным дирижером. Здесь он познакомился со
знаменитым артистом Леонидом Утесовым, с которым у Дунаевского сложился
успешный творческий союз. В 1930 году Исаак Осипович написал для оркестра «Теаджаз»,
созданного Утесовым, программу «Джаз на повороте». Она состояла из оркестровых
фантазий на темы народных песен и четырех джазовых рапсодий: «Русской», «Украинской»,
«Еврейской» и «Советской», представлявших собой переработанные мелодии, которые
были знакомы каждому. Музыкальные номера сменялись репликами и диалогами
персонажей.
А в 1933-м вместе с драматургами и
сценаристами Владимиром Массом и Николаем Эрдманом Дунаевский создал для
Утесова джаз-комедию «Музыкальный магазин». Это были обработки классических
мелодий Верди, Римского-Корсакова, Рахманинова, Чайковского, Шопена, Бетховена.
Первой работой Дунаевского как
кинокомпозитора стала военная драма «Первый взвод» (1932). Но настоящая слава в
кинематографе и безусловная всенародная любовь обрушились на него в 1934 году -
после выхода музыкальной комедии «Веселые ребята» режиссера Григория
Александрова.
Это была не единственная совместная
работа режиссера и композитора. Вместе с прекрасной актрисой Любовью Орловой,
они создали еще несколько замечательных кинолент: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый
путь», «Весна». Эти легкие, добрые и немного наивные фильмы, несмотря ни на
что, не теряют своего очарования и собирают у экранов все новые и новые
поколения телезрителей. А песни на музыку Исаака Дунаевского до сих пор знает и
поет вся страна. Например, «Легко на сердце от песни веселой», из кинофильма «Веселые
ребята».
Любовь Орлова признавалась, что звонкие
и яркие песни Дунаевского прошли вместе с ней через всю жизнь. На своей
фотографии, которую актриса подарила композитору, она перефразировала его
известную песню и получилось: «И тот, кто с Дуней по жизни шагает, тот никогда
и нигде не пропадет!»
Дунаевский сотрудничал с разными
режиссерами. Его сочинения можно услышать в таких известных фильмах, как »Кубанские
казаки» Ивана Пырьева, «Дети капитана Гранта» Владимира Вайнштока, «Моя
любовь» Владимира Корш-Саблина.
Композитору удалось превратить музыку в
один из главных компонентов драматургии фильма. Он стал одним из
основоположников советской оперетты и музыкальной комедии и одним из создателей
песни-марша нового типа («Марш энтузиастов», «Марш веселых ребят», «Песня о
веселом ветре», «Спортивный марш»).
В 1937 году Дунаевский основал и
возглавил Ансамбль песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров (сегодня - это
Ансамбль песни и танца им. И.О. Дунаевского Санкт-Петербургского городского
Дворца творчества юных). До 1941-го Исаак Осипович также был председателем
Ленинградского отделения Союза композиторов.
В годы Великой Отечественной войны
Исаак Осипович руководил ансамблем песни и пляски железнодорожников в Москве. С
этим коллективом он побывал на всех фронтах. В этот же период Дунаевский писал
музыку к «Боевым киносборниками», а также создал несколько сюит, рапсодий и
патриотическую песню-кантату «Ленинград, мы с тобой!». В 1942 году композитор
написал песню «Моя Москва». Слова для нее сочинили Сергей Агранян и Марк
Лисянский. В 1995-м эта композиция стала официальным гимном города.
С 1943 года Дунаевский жил и
плодотворно работал в Москве. В 1947-м он написал музыку к фильму «Весна», а
через три года композитора ждал грандиозный успех после выхода фильма Ивана
Пырьева «Кубанские казаки». Песня на музыку Дунаевского и стихи Михаила
Исаковского и Михаила Вольпина «Каким ты был, таким остался» стала настоящим
шлягером тех лет.
Исаак Дунаевский был удостоен звания
Народного артиста РСФСР (1950) и двух Сталинских премий (1941, 1951).
Тем не менее, от критики в печати его это не спасло. Был момент, когда
композитора критиковали за отход от «линии партии» и увлечение легкой «буржуазной»
музыкой. Травлю пресек председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников,
заступившийся в ЦК КПСС за Дунаевского как за «первого композитора, который
приблизил советскую музыку к народу».
Исаак Осипович Дунаевский был
общительным человеком, он любил жизнь, любил женщин. Официально женат
композитор был на Зинаиде Судейкиной. Их сын Евгений посвятил себя живописи.
Была у Дунаевского и неофициальная возлюбленная - балерина Зоя Пашкова. Их сын
Максим пошел по стопам знаменитого отца и стал прекрасным композитором.
Последней работой Исаака Дунаевского
стала музыка к оперетте «Белая акация». Правда, завершить ее он не успел. Исаак
Осипович умер 25 июля 1955 года. Похоронен «советский Моцарт» на Новодевичьем
кладбище в Москве.
На доме 27 по Кутузовскому проспекту,
где последние 10 лет жил и работал Исаак Дунаевский, установлена мемориальная
доска, а 5-й Можайский переулок переименован в улицу Дунаевского. В честь
композитора были также названы улицы в Одессе, Харькове, Омске, Новосибирске,
Пятигорске и многих других городах.
- Обучался на
юридическом факультете Харьковского университета.
- Дружил с Михаилом Булгаковым.
- Композитор
собирал долгоиграющие пластинки.
- В юности
хорошо играл в волейбол и теннис.
Фильм-концерт «Исаак
Дунаевский»
Комментариев нет:
Отправить комментарий