суббота, 17 июня 2023 г.

Юморист, циник и лирик. Михаил Светлов

 17 июня 1903 года (120 лет назад) родился советский поэт Михаил Светлов.

Михаил Аркадьевич Светлов (при рождении Мотл Аронович Шейнкман) родился 17 июня 1903 г. в Екатеринославе (Днепропетровске) в семье мелкого ремесленника. Учился в начальном училище, одновременно подрабатывал в салоне фотографии и на товарной бирже.

Печататься начал еще в юности. В 1919 г. он решил взять себе псевдоним –  «Светлов». В следующем году он добровольно записался в Красную армию, активно участвуя в Гражданской войне. В 1922 г. парень обосновался в Москве.

Примерно через год Михаил Светлов издал свой первый поэтический сборник  «Рельсы». После этого свет увидели такие книги поэта, как «Стихи о ребе», «Корни»,  «Ночные встречи» и др. В них затрагивались темы героизма и романтики эпохи Гражданской войны.

В 1925—1926 гг. написаны стихотворения «Двое», «Рабфаковке», «Гренада», «В разведке», ставшие очень популярными у современников.  «Гренаду» приняли даже мэтры поэзии - Маяковский читал в сценических выступлениях, Марина Цветаева написала Пастернаку:  «Передай Светлову, что его  «Гренада» — мой любимый стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, пусть Есенину мирно спится». Удивительным образом стихотворение оказалось пророческим: ровно десять лет спустя  «Гренаду» пели бойцы-интернационалисты на войне в Испании, считая песню народной, актуальной, только что написанной. В концлагере Маутхаузен «Гренада» стала гимном узников, за его исполнение их убивали на месте…

«Гренада» в исполнении ансамбля «Гренада»


В ранних стихах пробиваются характерные для всей поэзии Светлова темы гуманизма и интернационализма (поэмы «Комсомол» и «Хлеб», «Стихи о ребе» и др.).

В 30 х гг. Светлов обращается к драматургии (пьеса «Двадцать лет спустя»), пишет лирические стихи. Он избегает сложных смещений ритма, длинных стихотворных периодов, неожиданных словосочетаний. Его поэзия ориентирована на музыкально-слуховое восприятие. Отсюда названия «Песня», «Песенка», «Моя песня» и т. п.

Скепсис Михаила Светлова касательно перехода в НЭП, возрастающий карьеризм партийных деятелей и обращение к темам обездоленных людей привели к травле его поэзии со стороны правительства и некоторых коллег. В 1928 г. он был исключен из комсомола «за троцкизм».

Согласно архивам НКВД Михаил выступал на стороне оппозиционеров, а также совместно с поэтами Голодным и Уткиным публиковал подпольную оппозиционную газету  «Коммунист». В документах говорилось и о том будто он предоставлял финансовую помощь родственникам арестованных оппозиционеров.

В 1934 г., в момент основания Союза писателей, Светлов говорил, что от данной организации «кроме пошлой официальщины, ждать нечего». Кроме того, относительно Третьего Московского процесса он заявлял, что это не процесс, а спланированные убийства, и что Компартии уже нет – она переродилась и не имеет ничего общего с пролетариатом.

В 1935 году кинорежиссер Семен Тимошенко снимал фильм «Три товарища «, главные герои которого подружились еще на Гражданской, и в сценарии имелся совсем крошечный эпизод, где старые друзья вспоминают: «А помнишь в 20-м под Каховкой?..» (в 1920 году в небольшом поселке под Херсоном  велись бои с врангелевскими войсками). Композитор Исаак Дунаевский тут же сделал пометку: «Здесь должна быть песня!». И она появилась. Режиссер поехал в Москву к Михаилу Светлову, которого хорошо знал, и прямо с порога поставил перед поэтом задачу: «нужна песня, в которой были бы Каховка и девушка». Устав с дороги, тут же прилег на диван с просьбой разбудить его, когда что-то начнет получаться. 

В статье «Мы, как знамя, поднимем песню» Светлов вспоминал:

 «Каховка — это моя земля. Я вспомнил горящую Украину, свою юность, своих товарищей…

Мой друг Тимошенко спал недолго. Я разбудил его через сорок минут. Сонным голосом он спросил меня:

— Как же это так у тебя получилось, Миша? Всего сорок минут прошло!

Я сказал:

— Ты плохо считаешь. Прошло сорок минут плюс моя жизнь».

Музыка родилась тоже очень быстро, прямо в студии, на глазах у всей съемочной группы. 

«Каховка». Фильм  «Три товарища»


Судьба Светлова никогда не была легкой: его обвиняли в троцкизме, исключили из комсомола; хорошо, что только этим обошлось. За слова «Коммунистической партии нет давно, она переродилась во что-то ужасное и не имеет ничего общего с пролетариатом» поэт мог понести и более жёсткую кару.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич работал во фронтовой и армейской печати.

Во фронтовых воспоминаниях Евгений Долматовский рассказывает нам о подвигах майора Светлова:

  «… до меня доходили только легенды о Светлове. Майор Светлов в составе танкового экипажа участвует в прорыве… Майор Светлов в дни Бобруйского  «котла» столкнулся с группой немецких солдат во главе с генералом, взял их в плен и привел в штаб… Майор Светлов выпускает газету, находясь вместе с корпусом в глубоком рейде в глубь Польши и Германии. Между прочим, он опять взял в плен группу солдат. 

За мужество, проявленное в годы войны, корреспондент М. Светлов награжден тремя орденами и медалями».

Лучшие образцы его творчества военных лет — поэма «Двадцать восемь» , стихи о партизанке Лизе Чайкиной, стихотворение  «Итальянец», пьеса  «Бранденбургские ворота».

 

«Итальянец». Читает Василий Лановой


Послевоенная поэзия Светлова становится философской. Он размышляет о жизни, связи времён, истории, человеческом призвании и счастье ( «Бессмертие «,  «Любовь «,  «Искусство «,  «Горизонт « и др.).

Светлов всегда был непримирим ко всякой фальши, громогласной риторике, холодной декларативности.

Его юмор, о котором ходили легенды, превращался в таких случаях в точную и беспощадную сатиру. Поэт считал предназначением своего творчества  «быть «скорой помощью» для любого человека, разделить его горе, принять его близко к своему сердцу».

Михаил Аркадьевич всю свою биографию предпочитал оставаться в тени. Львиную долю заработанных средств он раздавал нуждающимся и порою сам испытывал материальные трудности. Мужчина долгие годы курил табак, что в конечном счете стало причиной его кончины.

Михаил Светлов умер от рака легкого 28 сентября 1964 г. в возрасте 61 года. 

Настоящего признания поэт удостоился только после смерти: в 1967 году ему была присуждена его единственная литературная награда - Ленинская Премия в разделе  «Поэзия». Посмертно…

Из дневника Павла Антокольского: «Как много хорошего ушло вместе с ним. Определить, что именно – невозможно. Не только талант, как бы ни был он велик, не только доброта, остроумие, нравственное достоинство, помощь в поддержке сотням людей. Неопределимо – обаяние. А главное – Светлов был предметом общей непрестанной любви. Если был, значит, заслужил».

Светлов читает свои стихи


 

Песни на стихи Михаила Светлова и музыку Микаэла Таривердиева

Исполняют Сергей и Николай Радченко


Песня слепцов

Исполняет Сергей Никитин

 

Ночь стоит у взорванного моста

(Муз. Г. Портнова)

Исполняет Галина Улётова


Комментариев нет:

Отправить комментарий