среда, 5 октября 2022 г.

Пьесы-юбиляры. «Недоросль» Дениса Фонвизина

 

В Петербурге, в деревянном театре купца Карла Книппера на Царицыном лугу (ныне Марсово поле) по случаю бенефиса выдающегося артиста, театрального деятеля и педагога Ивана Дмитревского «придворными актерами Ее Императорского Величества Екатерины II по письменному дозволению от правительства» 5 октября 1782 года была впервые исполнена комедия из пяти действий «Недоросль» Дениса Фонвизина.

Бенефициант выступил в резонерской роли полковника Стародума, вошедшей в число его коронных работ. А автор пьесы, принимавший самое деятельное участие в постановке (лично распределял роли), с удовлетворением писал московскому знакомому: «Успех был полный...».

Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой 18 века на русской сцене, а также и последующих веков.

Первый набросок «Недоросля» был создан Фонвизиным задолго до первой постановки пьесы. Первые рукописи появились в 1770-е гг. По мнению исследователей, работа Фонвизина над «Недорослем» была длительной и упорной.

Интересно, что первый вариант «Недоросля» по своему характеру ближе к пьесе «Бригадир». В первой редакции «Недоросля» дворянского сынка зовут Иванушкой (в будущем автор назовет его Митрофанушкой). При создании «Недоросля» Фонвизин использовал множество различных материалов: - статьи из сатирических журналов 1770-х годов - произведения своих современников (Лукина, Чулкова, Эмина и др.) - произведения английских и французских авторов XVII—XVIII вв. (Вольтера, Руссо, Дюкло, Лябрюйера и др.) - комедий, написанные самой императрицей Екатериной II.

Лишь в 1781 году Фонвизиным была завершена работа над текстом комедии.

Около полугода автору не удавалось добиться разрешения цензоров на постановку пьесы по причине смелых высказываний персонажей. Окружение Екатерины II стремилось не допускать появления «Недоросля» на сцене придворного театра.

Главной темой комедии «Недоросль» Фонвизина считается духовный упадок дворян в эпоху крепостного строя. По мнению писателя, используемые педагогические методы оказывают значительное влияние на нравственность целого поколения.

В восемнадцатом веке детей помещиков воспитывали безграмотные няньки, иностранные граждане с непонятным образованием, дьячки-недоучки. Такие учителя могут обучать только юношей, напоминающих Митрофанушку – основного героя комедии.

В своем произведении Фонвизин стремился показать, что большинство дворян не помнит о чести или достоинстве. Они не выражают интересов государства и не выполняют его законы. Также эти люди не помнят о нравственности и морали.

Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике – осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан – «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Софья – «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин).

Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких и жизненных образов отрицательных персонажей, живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться – хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»).

Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными. А само произведение вошло в золотой фонд мировой литературы.

Комедия Фонвизина изучалась Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. При этом значение его рассказа сложно переоценить. Гоголь считал, что все в этой комедии Фонвизина кажется чудовищной карикатурой. Одновременно с этим он отмечал, что в пьесе нет ровным счетом ничего карикатурного – все взято с природы.

В 1926 году Григорий Рошаль на основе пьесы Фонвизина снял фильм «Господа Скотинины». В 1987 году был снят фильм-спектакль «Недоросль».

Комментариев нет:

Отправить комментарий