3 мая 1870 года (155 лет назад) родился русский
художник Александр Бенуа.
Александр Бенуа — русский художник,
историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог
объединения «Мир искусства». Бенуа ввел в оборот термины «авангард» и «русский
сезаннизм».
Александр Николаевич Бенуа родился 3
мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге в семье
известного российского архитектора. Его отец, Николай Бенуа (1813-1898), был
профессором Академии художеств, проектировал кавалерские корпуса и
вокзал в Петергофе, здания вокзалов Петергофской железной дороги, летний театр
в Павловске, римско-католическую церковь и ряд жилых домов в Петербурге. Дед
Александра Бенуа по материнской линии – академик архитектуры Альберт Кавос
(1800-1863), был известен работами по строительству и реконструкции
театральных зданий, в том числе Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Начальное образование Бенуа получил в
гимназии Человеколюбивого общества. В 1885–1890 годах учился в частной гимназии
К. И. Мая, где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием
Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым.
На формирование его художественного вкуса повлияли две «духовные струи»: театральные впечатления и красота загородных резиденций - Павловска, старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы, а также Петергофа.
С 1887 по 1888 год он был
вольнослушателем Императорской академии художеств, затем занимался
живописью под руководством брата, Альберта Бенуа, председателя Общества русских
акварелистов.
В 1893 году Бенуа впервые выставил свои
композиции «Пастораль» и «Монастырь», написанные под впечатлением поездки по
Германии и Австрии (1890).
В 1894 году окончил юридический факультет
Петербургского университета. Тогда же начал свою карьеру теоретика и историка
искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История
живописи XIX века».
В 1896–1898 и 1905–1907 годах работал
во Франции.
В 1897 году состоялась выставка работ
художника, которая принесла ему большую известность. Картины и этюды для
экспозиции были написаны Александром Бенуа во время его второго заграничного
путешествия в 1894 году по Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, а также
поездки в 1896 году в Париж и посещения Версаля. Три картины – «Огород», «Кладбище»
и «Замок» – были приобретены Павлом Третьяковым для своей галереи, цикл «Прогулки
Людовика XIV в Версальском парке» – другими частными коллекционерами.
С 1898 года существовал даже такой кружок
- «кружок Бенуа» или «Невские пиквикианцы» (памятуя Диккенса и его «Посмертные
записки Пиквикского клуба»). В него входили: Александр Бенуа, Константин Сомов,
Лев Бакст, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева.
И конечно, он - Сергей Дягилев.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного
объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Возложив на себя
миссию реформаторов художественной жизни, общество активно выступало против
академизма и поздних передвижников.
В 1900 году Бенуа выступил впервые
как театральный художник в постановке оперы «Месть амура» Александра Танеева в
Эрмитажном театре в Петербурге. Начав с декораций к балету «Сильвия» для
Мариинского театра в 1901 году, 1902-1903 годах продолжив в «Гибели богов»
Рихарда Вагнера, в 1907 году он перешел к постановке собственного балета «Павильон
Армиды» на музыку Николая Черепнина. Для «Гибели богов» художник продумал
каждую деталь: прибрежные камни, скалы, деревья, море, эскизы костюмов для
каждого статиста. Спектакль имел огромный успех и после премьеры Бенуа ушел
домой с лавровым венком.
Успешно прошёл и балет «Павильон
Армиды» в 1907 году. Это совместная
работа Бенуа и хореографа Михаила Фокина. Творцы мечтали создать драматическую
постановку, сочетающую в себе танец и пантомиму, вернуть блеск и пышность
придворных маскарадов и французского балета XVII века. Среди исполнителей —
неподражаемые Анна Павлова и Вацлав Нижинский. Представление прошло под
нескончаемые аплодисменты. «Павильон Армиды», по мнению импресарио Сергея
Дягилева, заслуживал быть показанным за границей.
Бенуа стал полноправным соавтором
спектакля «Петрушка» Стравинского. В
1911 году на сцене театра «Шатле» в Париже прошла премьера постановки. Бенуа
был автором либретто, художником и постановщиком, а балетмейстером снова
выступал Фокин. Кстати, «Петрушка» с декорациями и костюмами по эскизам Бенуа
до сих пор в активном репертуаре Мариинского театра.
В какой-то степени Бенуа связан с
Мариинским театром родственными связями: его прадед, композитор Катерино Кавос,
длительное время работал во главе оперной труппы театра; дедушка Альберт
Катеринович был известен как автор проекта здания театра; а восстановлением
после крупного пожара в Мариинке руководил отец художника. В своих
воспоминаниях Александр Николаевич писал, что внутри театра хранилось
доказательство их семейной близости. В своды фойе были вставлены писанные
медальоны, в одном из которых был портрет носатого господина с баками и в
высоких воротничках — прадеда Бенуа.
Пропагандируя классическое наследие (в
том числе русское искусство XVIII – первой четверти XIX веков), Бенуа был
инициатором создания искусствоведческого сборника «Художественные
сокровища России» (1901-1903), журнала «Старые годы» и музея «Старый Петербург».
В 1903 году художник создал серию
графических иллюстраций к поэме «Медный всадник» Александра Пушкина. Также он –
автор иллюстраций к произведениям Пушкина «Пиковая дама» и «Капитанская дочка».
С 1908 года Александр Бенуа оформлял
спектакли антрепризы Сергея Дягилева в Париже. В частности, он был
художником-постановщиком балета «Петрушка» Игоря Стравинского в 1911 году в
театре Шатле.
В период с 1908 по 1913 годы Бенуа вместе
с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, Борисом Кустодиевым и другими
художниками принял участие в создании серии брошюр для школьников «Картины по
русской истории». Он также создал «Азбуку» с иллюстрациями в стиле модерн.
Бенуа был одарён в разных областях,
невероятно энергичен и трудоспособен. Современники шутили, что
производительность творческого труда одного дня Бенуа сравнима с месяцами
упорной и мучительной работы иных представителей культурной среды.
За один день Бенуа успевал и рисунками
альбом заполнить, и над картиной в мастерской поработать, и съездить в театр –
пару-тройку эскизов костюмов и декораций создать. А вечером он успевал еще
подготовить статью в журнал или газету, и всегда оставлял время на эпистолярный
жанр.
Монументальным вкладом в мировое
искусствознание стала его четырехтомная «История живописи всех времен и народов»
(1912-1917). Также Бенуа постоянно выступал и как критик, наиболее значительны
его статьи в газете «Речь» (1908-1917).
В 1913-1915 годах Бенуа был заведующим
художественной частью и режиссером Московского художественного театра.
Как художник и режиссер он осуществил
постановки »Пиковой дамы» Петра Чайковского в Академическом театре оперы и
балета (ныне Мариинский, 1921) и «Слуга двух господ» Карла Гольдони в Большом
драматическом театре (1921) в Петрограде.
В 1916 году им были созданы эскизы «Азия»
и «Европа» для оформления московского Казанского вокзала.
После Октябрьской революции 1917 года
Бенуа принимал участие в организации охраны памятников искусства и перестройке
музейного дела. В 1918-1926 году он был старшим хранителем и заведующим отделом
французской и английской живописи Эрмитажа.
В 1926 году Бенуа покинул СССР, не
вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над
эскизами театральных декораций и костюмов.
В 1927-1935 годах Бенуа был главным
художником балетной труппы Иды Рубинштейн. Оформлял спектакли «Комеди Франсез»,
Частной русской оперы, Национального оперного театра в Париже, Русского балета
Дягилева в Монте-Карло, Государственной оперы в Мюнхене, театра Ла Скала в
Милане и др.
Во Франции он создал акварельные пейзажи
окрестностей и парков Парижа, Нормандии, Бретани в манере, сформировавшейся в
1900-х годах. По памяти продолжал писать виды Петербурга, Петергофа, Павловска,
Гатчины, Царского Села. Исполнил ряд работ на исторические сюжеты.
Бенуа выполнил иллюстрации к книгам «Страдания
молодого Вертера» Андре Моруа (1926), «Грешница» Анри де Ренье (1928) и др.
Персональные выставки Александра Бенуа
проходили в Париже (1926, 1929, 1940, 1953), Лондоне (1937, 1937, 1939, 1959),
Комо в Италии (1955).
В 1955 году вышли мемуары Бенуа под
названием «Мои воспоминания», где он воссоздал атмосферу духовных и
творческих исканий «серебряного века» в России.
Умер Александр Бенуа в Париже в 1960
году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий