суббота, 3 мая 2025 г.

Трудоспособный и талантливый Александр Бенуа

 

3 мая 1870 года (155 лет назад) родился русский художник Александр Бенуа.

Александр Бенуа — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Бенуа ввел в оборот термины «авангард» и «русский сезаннизм».

Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге в семье известного российского архитектора. Его отец, Николай Бенуа (1813-1898), был профессором Академии художеств, проектировал кавалерские корпуса и вокзал в Петергофе, здания вокзалов Петергофской железной дороги, летний театр в Павловске, римско-католическую церковь и ряд жилых домов в Петербурге. Дед Александра Бенуа по материнской линии – академик архитектуры Альберт Кавос (1800-1863), был известен работами по строительству и реконструкции театральных зданий, в том числе Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Начальное образование Бенуа получил в гимназии Человеколюбивого общества. В 1885–1890 годах учился в частной гимназии К. И. Мая, где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым.

На формирование его художественного вкуса повлияли две «духовные струи»: театральные впечатления и красота загородных резиденций - Павловска, старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы, а также Петергофа.

С 1887 по 1888 год он был вольнослушателем Императорской академии художеств, затем занимался живописью под руководством брата, Альберта Бенуа, председателя Общества русских акварелистов.

В 1893 году Бенуа впервые выставил свои композиции «Пастораль» и «Монастырь», написанные под впечатлением поездки по Германии и Австрии (1890).

В 1894 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Тогда же начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».

В 1896–1898 и 1905–1907 годах работал во Франции.

В 1897 году состоялась выставка работ художника, которая принесла ему большую известность. Картины и этюды для экспозиции были написаны Александром Бенуа во время его второго заграничного путешествия в 1894 году по Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, а также поездки в 1896 году в Париж и посещения Версаля. Три картины – «Огород», «Кладбище» и «Замок» – были приобретены Павлом Третьяковым для своей галереи, цикл «Прогулки Людовика XIV в Версальском парке» – другими частными коллекционерами.

С 1898 года существовал даже такой кружок - «кружок Бенуа» или «Невские пиквикианцы» (памятуя Диккенса и его «Посмертные записки Пиквикского клуба»). В него входили: Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева. И конечно, он - Сергей Дягилев.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Возложив на себя миссию реформаторов художественной жизни, общество активно выступало против академизма и поздних передвижников.

В 1900 году Бенуа выступил впервые как театральный художник в постановке оперы «Месть амура» Александра Танеева в Эрмитажном театре в Петербурге. Начав с декораций к балету «Сильвия» для Мариинского театра в 1901 году, 1902-1903 годах продолжив в «Гибели богов» Рихарда Вагнера, в 1907 году он перешел к постановке собственного балета «Павильон Армиды» на музыку Николая Черепнина. Для «Гибели богов» художник продумал каждую деталь: прибрежные камни, скалы, деревья, море, эскизы костюмов для каждого статиста. Спектакль имел огромный успех и после премьеры Бенуа ушел домой с лавровым венком.

Успешно прошёл и балет «Павильон Армиды» в 1907 году. Это совместная работа Бенуа и хореографа Михаила Фокина. Творцы мечтали создать драматическую постановку, сочетающую в себе танец и пантомиму, вернуть блеск и пышность придворных маскарадов и французского балета XVII века. Среди исполнителей — неподражаемые Анна Павлова и Вацлав Нижинский. Представление прошло под нескончаемые аплодисменты. «Павильон Армиды», по мнению импресарио Сергея Дягилева, заслуживал быть показанным за границей.

Бенуа стал полноправным соавтором спектакля «Петрушка» Стравинского. В 1911 году на сцене театра «Шатле» в Париже прошла премьера постановки. Бенуа был автором либретто, художником и постановщиком, а балетмейстером снова выступал Фокин. Кстати, «Петрушка» с декорациями и костюмами по эскизам Бенуа до сих пор в активном репертуаре Мариинского театра.

В какой-то степени Бенуа связан с Мариинским театром родственными связями: его прадед, композитор Катерино Кавос, длительное время работал во главе оперной труппы театра; дедушка Альберт Катеринович был известен как автор проекта здания театра; а восстановлением после крупного пожара в Мариинке руководил отец художника. В своих воспоминаниях Александр Николаевич писал, что внутри театра хранилось доказательство их семейной близости. В своды фойе были вставлены писанные медальоны, в одном из которых был портрет носатого господина с баками и в высоких воротничках — прадеда Бенуа.

Пропагандируя классическое наследие (в том числе русское искусство XVIII – первой четверти XIX веков), Бенуа был инициатором создания искусствоведческого сборника «Художественные сокровища России» (1901-1903), журнала «Старые годы» и музея «Старый Петербург».

В 1903 году художник создал серию графических иллюстраций к поэме «Медный всадник» Александра Пушкина. Также он – автор иллюстраций к произведениям Пушкина «Пиковая дама» и «Капитанская дочка».

С 1908 года Александр Бенуа оформлял спектакли антрепризы Сергея Дягилева в Париже. В частности, он был художником-постановщиком балета «Петрушка» Игоря Стравинского в 1911 году в театре Шатле.

В период с 1908 по 1913 годы Бенуа вместе с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, Борисом Кустодиевым и другими художниками принял участие в создании серии брошюр для школьников «Картины по русской истории». Он также создал «Азбуку» с иллюстрациями в стиле модерн.

Бенуа был одарён в разных областях, невероятно энергичен и трудоспособен. Современники шутили, что производительность творческого труда одного дня Бенуа сравнима с месяцами упорной и мучительной работы иных представителей культурной среды.

За один день Бенуа успевал и рисунками альбом заполнить, и над картиной в мастерской поработать, и съездить в театр – пару-тройку эскизов костюмов и декораций создать. А вечером он успевал еще подготовить статью в журнал или газету, и всегда оставлял время на эпистолярный жанр.

Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его четырехтомная «История живописи всех времен и народов» (1912-1917). Также Бенуа постоянно выступал и как критик, наиболее значительны его статьи в газете «Речь» (1908-1917).

В 1913-1915 годах Бенуа был заведующим художественной частью и режиссером Московского художественного театра.

Как художник и режиссер он осуществил постановки »Пиковой дамы» Петра Чайковского в Академическом театре оперы и балета (ныне Мариинский, 1921) и «Слуга двух господ» Карла Гольдони в Большом драматическом театре (1921) в Петрограде.

В 1916 году им были созданы эскизы «Азия» и «Европа» для оформления московского Казанского вокзала.

После Октябрьской революции 1917 года Бенуа принимал участие в организации охраны памятников искусства и перестройке музейного дела. В 1918-1926 году он был старшим хранителем и заведующим отделом французской и английской живописи Эрмитажа.

В 1926 году Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов.

В 1927-1935 годах Бенуа был главным художником балетной труппы Иды Рубинштейн. Оформлял спектакли «Комеди Франсез», Частной русской оперы, Национального оперного театра в Париже, Русского балета Дягилева в Монте-Карло, Государственной оперы в Мюнхене, театра Ла Скала в Милане и др.

Во Франции он создал акварельные пейзажи окрестностей и парков Парижа, Нормандии, Бретани в манере, сформировавшейся в 1900-х годах. По памяти продолжал писать виды Петербурга, Петергофа, Павловска, Гатчины, Царского Села. Исполнил ряд работ на исторические сюжеты.

Бенуа выполнил иллюстрации к книгам «Страдания молодого Вертера» Андре Моруа (1926), «Грешница» Анри де Ренье (1928) и др.

Персональные выставки Александра Бенуа проходили в Париже (1926, 1929, 1940, 1953), Лондоне (1937, 1937, 1939, 1959), Комо в Италии (1955).

В 1955 году вышли мемуары Бенуа под названием «Мои воспоминания», где он воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий «серебряного века» в России.

Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий