В 1943 году (80 лет назад) была опубликована повесть Любови Воронковой «Девочка
из города».
«Девочка из города» — повесть, рассказывающая о
девочке по имени Валентинка, осиротевшей в годы Великой Отечественной
войны, которую приняла в свою семью простая деревенская женщина. Это одно из
ранних произведений Воронковой, опубликованное в 1943 году. Оно приобрело
большую популярность, выдержало десятки изданий, переведено на иностранные
языки и экранизировано в 1984 году.
Повесть написана под влиянием встреч автора с беженцами, в большом количестве прибывающим в Москву с оккупированных земель. Воронкова не говорит, где именно происходит действие книги, но год написания и то, что Валентинка появляется в доме Дарьи зимой, крепко связало в сознании читателей повесть со Сталинградом и Сталинградской битвой.
Повесть «Девочка из города» называют «по-настоящему
зрелым» и «этапным» произведением Воронковой, в котором писательница нашла
«верное решение темы детства в трудные годы войны»: «Написанная в годы
Великой Отечественной войны, она оказала влияние на послевоенное творчество
писательницы, помогла найти верный путь к читателям младшего школьного
возраста».
Игорь Мотяшов отмечает, что «самой популярной и
долговечной» в творчестве Воронковой оказалась маленькая повесть «Девочка из
города», в которой «выразилась не только кровная связь писательницы с
борющимся народом», но и «спрессовался весь её прежний опыт». По
мнению критика, эта повесть «соединила в себе все достоинства прозы Л.
Воронковой», в ней «с большой силой отразились никогда не устаревающие
чувства любви к живому, материнской и дочерней привязанности, «вечные» проблемы
смысла жизни, совести, человеческого счастья».
Финский литературовед Бен Хеллман пишет о том, что
повесть «Девочка из города» стоит «особняком в детской литературе военного
времени»: хотя её автор «тоже мечтала писать о героических русских
партизанах и жестоких фашистах, но после нескольких неудачных попыток выбрала
другой подход к теме войны». В отличие от общей тенденции тогдашней детской
литературы, «Воронкова изображает женщину, которая пытается уберечь детей и
даже запрещает им говорить о войне. Для Вали война — травматическое
переживание, и любопытство других детей её ранит». Другая важная тема
повести — «встреча городского ребенка с сельской жизнью», при этом Валя,
способная и трудолюбивая, «достаточно быстро осваивается в новом окружении.
Душевная травма заживает, воля к жизни набирает силу». Наконец,
кульминацией повести можно считать «момент, когда Валя в первый раз называет
приютившую её женщину мамой».
Психолог Александр Лурия в «Лекциях по общей
психологии», обсуждая приёмы раскрытия «внутренних смыслов» художественного
произведения, приводит в пример последнюю фразу повести Воронковой — слова
«Это тебе… мама», обращённые Валентинкой к Дарье:
«В этом случае одно слово в фразе «это тебе… мама»
означает глубокое изменение в эмоциональной жизни девочки, впервые признавшей
чужую женщину матерью, и читающий, который ограничился усвоением внешнего
сюжета и не сделал психологического вывода, конечно, не может считаться
понявшим этот рассказ».
В 1982 году был поставлен радиоспектакль по повести
(инсценировка — Галина Демыкина, композитор — Ефим Адлер),
главные роли озвучили Алексей Консовский (от автора), Ирина
Бордукова (Валентинка), Вера Васильева (мать), Борис
Толмазов (дед).
В 1984 году по повести был снят цветной художественный фильм «Девочка из города» (режиссёр — Олег Николаевский), в главных ролях выступили Лена Никитина (Валентинка), Наталья Егорова (мать) и Олег Николаевский (дед).
«Девочка из города»
Комментариев нет:
Отправить комментарий