И снова возвращаемся к справочно-библиографической работе, представляя результаты разысканий заведующей библиотекой Инной Олеговной Дрыжак по запросу "Кто занимался реконструкцией портретов ряда исторических деятелей?"
Герасимов
Михаил Михайлович (1907-1970) - известнейший отечественный антрополог,
скульптор и археолог - исследователь памятников каменного века (открыл и изучил
палеолитическую стоянку Мальта в Сибири), доктор исторических наук (1956),
основатель лаборатории пластической реконструкции Института этнографии АН. В
1950-1970 гг. - заведующий лабораторией пластических реконструкций в Институте
этнографии АН СССР.
Широко известен, прежде всего, благодаря
работам в области восстановления лица по черепу («метод Герасимова»). На основе
разработанного метода создал реконструкции многих представителей ископаемых
гоминид, портреты ряда исторических деятелей (например: Ярослава Мудрого,
Андрея Боголюбского, Тимура, Улугбека, Ивана Грозного, Шиллера и др. (всего
свыше 200 пластических реконструкций).
Герасимов родился в 1907 году в
Ленинграде, отец его, врач, в 1908 году уехал со всеми домочадцами в Иркутск на
переселенческий пункт — в те годы в Сибирь ехало много переселенцев, - лечил
всех в округе, был большим любителем природы, в его библиотеке рядом с
медицинской литературой стояли книги о мире прошлых геологических эпох и
сочинения Дарвина. Неудивительно, что и Михаил Михайлович увлекся “древностями”
и посвятил себя научной деятельности в этой области.
Ему было девять лет, когда он приобщился к первым раскопкам, - под Иркутском нашли стоянку древнего человека. Его становление как научного работника характерно для талантливых людей 20-30-х годов, он до всего “доходил сам”, очень много работал и в итоге стал ученым, признанным не только в СССР, но и во всем мире. В 1931-1932 годах учился в Ленинграде в Государственной академии материальной культуры, в 1937 году заведовал реставрационной мастерской Эрмитажа. А начинал археологом в Иркутском краеведческом музее. Ну, конечно, участвовал в раскопках, исследовал древние погребения. Тогда-то, видимо, и зародилась мысль о реконструкции облика по черепу, ведь Михаил Михайлович хорошо знал, что еще в прошлом веке Жорж Кювье показал, как много могут сказать наблюдательному ученому костные останки вымерших животных. Как и его предшественники в этой области, Герасимов начал с накопления фактического материала, начал не с человека, а с животных — диплодока и птеродактиля, с саблезубого тигра, мастодонта, мамонта. Потом — голова шимпанзе, первая его работа по обезьянам, она экспонирована в Музее антропологии и этнографии в Петербурге. Он доказал, что существует определенная корреляция между костной частью черепа и мягкими тканями. На основе этого можно было воссоздавать мышечные ткани по черепу; так Волькер когда-то создал профиль Рафаэля по его черепу, и был решен вопрос о подлинности захоронения великого художника эпохи Высокого Возрождения. Нет в мире двух одинаковых черепов, как нет и двух одинаковых лиц.
Ему было девять лет, когда он приобщился к первым раскопкам, - под Иркутском нашли стоянку древнего человека. Его становление как научного работника характерно для талантливых людей 20-30-х годов, он до всего “доходил сам”, очень много работал и в итоге стал ученым, признанным не только в СССР, но и во всем мире. В 1931-1932 годах учился в Ленинграде в Государственной академии материальной культуры, в 1937 году заведовал реставрационной мастерской Эрмитажа. А начинал археологом в Иркутском краеведческом музее. Ну, конечно, участвовал в раскопках, исследовал древние погребения. Тогда-то, видимо, и зародилась мысль о реконструкции облика по черепу, ведь Михаил Михайлович хорошо знал, что еще в прошлом веке Жорж Кювье показал, как много могут сказать наблюдательному ученому костные останки вымерших животных. Как и его предшественники в этой области, Герасимов начал с накопления фактического материала, начал не с человека, а с животных — диплодока и птеродактиля, с саблезубого тигра, мастодонта, мамонта. Потом — голова шимпанзе, первая его работа по обезьянам, она экспонирована в Музее антропологии и этнографии в Петербурге. Он доказал, что существует определенная корреляция между костной частью черепа и мягкими тканями. На основе этого можно было воссоздавать мышечные ткани по черепу; так Волькер когда-то создал профиль Рафаэля по его черепу, и был решен вопрос о подлинности захоронения великого художника эпохи Высокого Возрождения. Нет в мире двух одинаковых черепов, как нет и двух одинаковых лиц.
Одна из первых контрольных работ Герасимова
производилась в Ленинграде, в Музее этнографии Миклухо-Маклая: ему дали череп,
чей, не сказали, и он по своей методике создал портрет. Позже выяснилось, что
существует, оказывается, прижизненная фотография этого человека — папуаса,
которого Миклухо-Маклай в свое время вывез в Россию; папуас заболел и умер в
Петербурге, а его фотографическое изображение сохранилось. Дав Герасимову череп
папуаса, скептики хотели показать несовершенство его методики. Они были
уверены, что получат скульптуру европейца, но получили — папуаса. Так была
сделана одна из проверок искусства Герасимова. Для другого контрольного опыта в
1940 году Герасимов получил череп, найденный в одном из склепов московского
кладбища. Человек жил около ста лет назад и приходился родственником
знаменитому русскому писателю — об этом Герасимову сказали, но больше — ничего!
Он принялся за работу, оказалась она очень кропотливой, но Герасимову удалось
определить, что череп принадлежал сравнительно молодой женщине. Поэтому,
восстанавливая лицо, он сделал ей прическу, какие носили в то время. После
окончания работы Михаилу Михайловичу сказали, что им восстановлена голова Марии
Достоевской, матери Достоевского, причем сохранился ее прижизненный портрет,
единственный, написанный, когда ей было лет двадцать. Умерла она позже, в
тридцать семь, но сходство реконструкции и портрета было поразительным — одно
лицо!..
Источник - http://vikent.ru/author/1576/
Комментариев нет:
Отправить комментарий