четверг, 4 декабря 2025 г.

День матери-казачки

4 декабря отмечается День матери-казачки.

На сегодняшний день это единственный женский праздник, объединяющий все казачьи войска России. Сочетая в себе исконно донские черты, он обрел общеказачью популярность, сохранив при этом семейную традицию чествования женщин-казачек.

Традиционный праздник донских казачек, учрежденный в 1769 году атаманом Степаном Даниловичем Ефремовым, по мысли его жены Меланьи Карповны. Его отмечали его в станицах, а в ХІХ — начале XX века и в городах. До революции этот праздник отмечался традиционным концертом-балом «Донского землячества» в Петрограде, Москве, Харькове и других городах. 

Праздник был известен под названием «День донской казачки» (источник: Казачий исторический календарь на 1949 год, сост. С.В. Болдырев). Один из самых пышных и многочисленных балов проходил в собрании Армии и Флота г. Санкт-Петербурга. Туда приглашали живших в столице казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, чиновников, студентов, ученых. Программа праздника включала исполнение традиционного донского фольклора. Так, в 1902 г. на бал, посвящённый празднованию Дня донской казачки в Петербурге, из Новочеркасска прибыл в полном составе Войсковой хор с известным писателем-драматургом А.А. Карасевым. 

На Дону самый массовый бал проводили воспитанницы Новочеркасского Мариинского Донского института благородных девиц.

Следует отметить, что «Донское землячество», также известное под неофициальным названием «Донской Курень» было создано 20 июля 1899 г. как «Санкт-Петербургское общество взаимопомощи Донских Казаков». Устав Общества предусматривал статус «членов соревнователей [сторонников]» для «лиц обоего пола, принадлежащих к казачьим сословиям вообще, равно как и уроженцев казачьих войск, как живущих в Петербурге так и вне его» (источник: Устав С.-Петербургского Общества взаимопомощи Донских Казаков, 1899 г.). Таким образом, со времени своего основания «Донской Курень» имел черты общеказачьего объединения. Изначально, «Донской Курень» был клубом для пожилых, состоявшихся в жизни и давно проживающих в столице казаков, но постепенно к ним присоединилась донская учащаяся молодёжь: студенты и курсистки-казачки.

В конце февраля 1917 г., на фоне революционных событий, «Донской Курень» становится центром казачьих собраний всего Петрограда. Результатом этих собраний стал Общеказачий съезд от всех 12 казачьих войск, создавший Союз Казачьих Войск как единственное полномочное общеказачье объединение для защиты казачества и его интересов (источник: журнал «Родимый край», №2, 1954 г., «Донской Курень (из недавнего прошлого)», С.В. Болдырев).

Очевидно, что именно в период начала XX века в силу деятельности «Донского куреня» изначально донской праздник стал получать распространение среди казачьей молодежи всех войск. Окончательно статус общеказачьего, но уже как День Казачки-матери, праздник приобрел в среде казачьей эмиграции, что было отражено в статье «Казачки», опубликованной во II томе «Казачьего словаря-справочника» под редакцией Г.В. Губарева и А.И. Скрылова в 1968 г.

Также данный праздник, выпадающий по новому стилю на дату 4 декабря, получил связь с православным двунадесятым праздником Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Источник публикации:

Гребенькова, Н. ДНИ КАЗАЧКИ: хватит искажать историю праздников! / Н. Гребенькова, И. Щербакова, И. Иванова, И. Болдырев, С. Залевский // Терское войсковое казачье войско [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://terkv.ru/novosti/dni-kazachki-hvatit-iskazhat-istoriyu-prazdnikov/

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий