21 декабря 1900 года в Петербурге родился Всеволод
Витальевич Вишневский- советский драматург, прозаик, журналист, военный
корреспондент.
Всеволод Вишневский родился 21 декабря
1900 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье потомственных дворян. Однако
не простых, а «трудовых» - из тех, кто, утратив приличествующий статусу
достаток, зарабатывал на жизнь собственным трудом. Его отец работал землемером,
мать - медицинской сестрой, а сам Воля, так ласково называли мальчика родители,
с детства тяготел к двум вещам - знаниям и приключениям.
С юных лет проникла в душу Воли и любовь к литературе. В доме, где он жил, находились сразу два издательства, куда мальчик частенько заглядывал, а во время учебы в петербургской гимназии уже сам числился редакторам журнала «Из-под парты».
Когда началась первая мировая войн, в
возрасте четырнадцати лет уехал на фронт, где стал разведчиком лейб-гвардии
Егерского полка, заслужил три георгиевских креста.
Несмотря на юный возраст, на полях
Первой мировой будущий писатель проявлял недюжинную храбрость. Однажды, когда
офицеры ушли в блиндаж, Всеволод вылез из окопа... и пошел к немецким
укреплениям, расположенным совсем близко. Поздоровался, отдал честь, заговорил
по-немецки, как умел, осторожно кося взглядом вправо и вниз, где, как
подозревали разведчики, у неприятеля была минная галерея.
Во время Первой мировой войны он
продолжал учиться и, приезжая в отпуск в родной город, сдавал экзамены,
переходил из класса в класс и в 1918 году получил аттестат зрелости.
В первые свои фронтовые годы, юный Воля
постоянно вел дневники, и, как говорят исследователи, возможно, именно в этот
период у него появились мысли о будущем призвании. Во всяком в случае в его
блокнотах наряду с карандашными зарисовками егерей, кирасиров и лесных опушек
встречались символические записи: например, о том, что «писатель обязан уметь
выражать душу, ее переживания, точно и убедительно». А спустя полгода после
возвращения в Петроград он написал свой первый рассказ, который назвал
«Отступление».
Первая мировая война являлась первой из
пяти войн, которые пережил Вишневский. В 1917 году безоговорочно принял
революцию. Во время Гражданской войны стал матросом Волжской флотилии. До 1921
года воевал с деникинцами в Первой Конной Армии Семена Буденного. Осенью 1921
откомандирован на Балтийский флот и вернулся в Санкт-Петербург. С этим городом
связано все творчество Всеволода Витальевича. Здесь развертывается действие
многих его произведений, в том числе поэмы-оратории.
В 1920-е годы случились и первые
по-настоящему крупные шаги на поприще литературы. В 1921-м Вишневский написал и
поставил в Новороссийске первое массовое представление под открытым небом «Суд
над кронштадтскими мятежниками», длившееся без малого восемь часов. Рукопись,
увы, не сохранилась.
Настоящая же известность и писательская
слава пришли к Вишневскому после пьесы «Первая конная». Любопытно, что написана
она была в предельно короткие сроки - меньше чем за две недели.
Став профессиональным литератором, Вишневский
на всю жизнь сохранил постоянную связь с армией и особенно с Балтийским флотом:
участвовал в военных учениях, печатал статьи во флотских газетах. Пристрастно
следил за тем, как военная тема воплощалась в советском искусстве, организовал
вместе с Демьяном Бедным, Михаилом Кольцовым, Александром Серафимовичем и
Владимиром Ставским Литературное объединение Красной Армии и Флота.
Вишневский появился в литературных
кругах Петербурга в конце 1920-х годов, уже являясь автором двух сборников
рассказов: «За власть Советов» и «Между смертями». В 1929 году сделал первый
шаг в драматургии, сочинив поэму-ораторию «Красный флот», которая поставлена в
ансамбле песни и пляски при Доме Красной Армии режиссером Петром Ильиным и
композитором Александром Александровым. Основными элементами оратории стали
революционные песни о флоте. Всеволод Витальевич написал текст, связывавший
воедино эти песни.
Настоящая слава пришла к Вишневскому
после пьесы «Первая Конная» в 1929 году. Предисловие к пьесе написал сам Семен
Буденный, отметив жизненность материала и достоверность. Режиссер Алексей Дикий
поставил ее в театре Петербургского Народного дома, где в то время работала
большая группа режиссера Всеволода Мейерхольда, а также молодые актеры,
мечтавшие сыграть боевой, публицистичный, задорный спектакль. В результате
драматург, режиссер и труппа нашли друг друга и удивительно сработались. Пьеса
имела ошеломляющий успех.
Почти одновременно с премьерой
спектакля на сцене театра Петербургского Народного дома, пьеса «Первая Конная»
поставлена в Москве на сцене нового Центрального Театра Красной Армии,
созданного на базе ансамбля песни и пляски при Доме Красной Армии режиссером
Петром Ильиным и композитором Александром Александровым.
Помимо литературной работы, Вишневский
продолжал заниматься журналистикой: написал целую серию
художественно-документальных очерков о Кирове, Щорсе, Папанине и других
выдающихся деятелях эпохи, серию путевых дневников «В Европе», множество статей
и заметок о делах армии и флота.
С февраля 1931 началось сотрудничество
Вишневского с режиссером Александром Таировым и артистами Камерного театра.
Драматургу оказались близки идеи режиссера об общественном содержании
искусства, о творческом взаимодействии сцены и пьесы, театра и драматургии.
Таиров старался вдохновить писателя на новую пьесу, специально предназначенную
для Камерного театра. Они вели разговоры о литературе, о романтизме и Шекспире,
о том, какой им представляется современная трагедия, чем отличается от античной
и классической.
В январе 1932 года Вишневский начал
работу над новой пьесой, трагедией, первоначально получившей название «Да
здравствует жизнь», затем «Из хаоса» и, наконец, по инициативе ведущей актрисы
Камерного театра Алисы Коонен, возникло окончательное название: «Оптимистическая
трагедия».
«Оптимистическая трагедия» - пожалуй,
самая известная пьеса Вишневского, повествующая о моряках Балтийского флота в
1918 году. Она пережила не менее 120 постановок, а в новой истории, в 1950-х,
ее возродил на сцене Ленинградского театра драмы великий режиссер Георгий
Товстоногов.
Пьеса, обобщив открытия советской
драматургии и оттолкнувшись от опыта эпического кино, явилась смелым рывком
вперед в создании нового советского героического театра.
Эстетика Камерного театра с его
тяготением к обобщенным формам совпала с творческими исканиями Всеволода
Вишневского. В процессе общения с Таировым художественный замысел пьесы
значительно обогатился. В результате этой работы, первоначальный вариант пьесы
и окончательный, созданный в Камерном театре, отличаются по многим параметрам.
Пьеса выиграла в своей цельности и строгой соразмерности. Премьера спектакля
состоялась 18 декабря 1933 года. Воздействие постановки на зрителей совпадало с
эстетическим эффектом трагедии. После премьеры в Камерном театре
Оптимистическая трагедия широко прошла по всей стране.
В мае 1933 года к Всеволоду
Вишневскому обратился кинорежиссер Ефим Дзиган с предложением экранизировать
«Оптимистическую трагедию», однако тот отказался и решил написать для Дзигана
киносценарий, посвященный защите Петербурга моряками Кронштадта в 1919 году.
Так началось творческое содружество Вишневского и Дзигана по созданию фильма
«Мы из Кронштадта». Режиссер взялся за его героико-эпическое воплощение, следуя
замечательным традициям кинематографа Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина.
В марте 1936 картина вышла на широкий экран и была хорошо принята зрителями.
В 1939 Вишневский вместе с Дзиганом
начинал работу над сценарием фильма «Первая Конная», и принимал участие в
съемках фильма, однако, в связи с тревожными событиями в мире: началом Второй
мировой войны и неизбежным приближением ее к границам СССР, для писателя на
первый план выдвигаются военная политическая работа, публицистическая и
общественная деятельность.
В ноябре 1939 года, с началом военных
действий на финской границе, Вишневский вновь ушел добровольцем во флот.
Во время Великий Отечественной
Вишневский работал корреспондентом «Правды», возглавлял оперативную группу
писателей при политическом управлении Балтийского флота. Однако особой
страницей в его жизни стал блокадный Ленинград - писатель пробыл там 40 месяцев
и 10 дней. Выезжал в части и подразделения, участвовавшие в обороне, встречался
с военнослужащими, писал передовицы, новости, репортажи, послания.
Здесь же
создал пьесу «У стен Ленинграда», посвященную подвигу бойцов морской пехоты.
Планировал принять участие в прорыве блокады, но не сложилось: 8 декабря 1943
года Вишневского срочно вызвали в Москву.
Именно Вишневскому, возглавлявшему
оперативную группу писателей при Политическом управлении Балтийского флота,
поручено летом 1942 года, написать пьесу для единственного, оставшегося в
городе Театра музыкальной комедии. Всеволод Витальевич привлек к работе
драматурга Александра Крона и поэта Всеволода Азарова. Они сразу определились,
что героями пьесы будут балтийские матросы, местом действия Санкт-Петербург, а
название «Раскинулось море широко». Премьера спектакля состоялась 7 ноября 1942
года. Спектакль звучал как вызов блокаде. Пьеса была показана 23 февраля 1943
года в Москве, в Камерном театре.
Режиссер Таиров призывал Вишневского
написать для Камерного театра, масштабную, захватывающую пьесу, продолжение
«Оптимистической трагедии». Новая пьеса «У стен Ленинграда» с триумфом прошла и
на сцене Театра Балтийского флота, и на сцене Камерного театра. После войны
писатель неожиданно даже для самого себя решился писать историческую пьесу
«Незабываемый 1919-й». Ранее он не писал исторических пьес, поэтому новые
требования сковали его воображение. Но тем не менее эта пьеса, поставленная в
большинстве театров страны, сделала Вишневского репертуарным драматургом.
Позднее на экраны вышел одноименный фильм.
С 1944 года писатель жил в Москве,
работал редактором журнала «Знамя», трудился над документально-художественной
эпопеей «Война». В этот период, Вишневский уже ни во что не вмешивался, редко
садился за письменный стол, долго и мужественно сражался с изматывающей его
болезнью.
Остаток жизни Всеволод Вишневский
провел в Москве. До 1948-го работал в журнале «Знамя» и привлек в печать
множество новых талантливых авторов, в том числе, например, открыл специальную
рубрику, где печатались молодые поэты. Помимо этого, был членом военной
комиссии по кино и драматургии, членом президиума Славянского комитета, нередко
выезжал за рубеж и встречался с заграничными деятелями культуры и искусства.
Последней пьесой писателя стал «Незабываемый 1919-й». Ради работы над ней
Вишневский лично выехал в Балтику, пролетел на самолете над местами событий
1919 года, побродил по болотам и лесам, поговорил со стариками - участниками
событий. Много времени провел в архивах, изучая книги об интервенции, чтобы
точнее передать стиль англо-американской дипломатии и разведки. Каждый эпизод
переписывал по нескольку раз, оттачивая деталь за деталью. Результат - большой
успех: «Незабываемый 1919-й» поставили почти во всех ведущих драматических
театрах страны.
В новое десятилетие, в 1950-е,
Вишневский вступал с огромным количеством планов: хотел поднять свои архивы и
дневники за последние пятнадцать лет, планировал возобновить работу над крупной
прозой.
Последний раз писатель появился на
сцене 21 декабря 1950 года во время его чествование в связи с 50-летием со дня
рождения и 30-летием литературной деятельности.
Всеволод Витальевич Вишневский
скончался 28 февраля 1951 года в Москве. Похоронен писатель на втором
участке Новодевичьего кладбища столицы.
.jpg)
Комментариев нет:
Отправить комментарий