вторник, 12 ноября 2024 г.

«Последний советский писатель» Юрий Поляков


12 ноября 1954 года (70 лет назад) родился российский писатель Юрий Поляков.

Юрий Михайлович Поляков родился 12 ноября 1954 года в самом центре Москвы — на углу Маросейки и Большого Спасоглинищевского переулка (тогда улицы Богдана Хмельницкого и Архипова). Его отец, Михаил Тимофеевич Поляков рабочий на заводе, мать Лидия Ильинична технолог на производстве. Детство писателя прошло в обычной советской семье, что, однако, не помешало ему с ранних лет проявить интерес к литературе. 

«Я рос в заводском общежитии маргаринового завода, но у меня остались самые светлые воспоминания. Коренной москвич, но мои дедушки-бабушки — крестьяне, приехали в столицу с Рязанщины. Одни перед революцией, вторые — в индустриализацию», — рассказывал он.

С юных лет у Полякова проявился талант к сочинительству стихотворений. Впервые творческие наклонности Юры, отметила его преподаватель по литературе. Подробности своего детства писатель не афиширует, поэтому информации о его жизни в юном возрасте мало.

О будущей профессии Юрий Михайлович не задумывался, он и так знал с детства, учитывая свои наклонности к литературе его путь был предопределён. Он поступает в Московский педагогический институт им. Н.К.Крупской. Начиная со студенческой скамьи Поляков начинает свой трудовой путь. Он устроился в одну их московских школ преподавателем русского языка и литературы. С 19 лет стал абитуриентом Литературной студии Московского городского комитета ВЛКСМ в Москве.

По окончании института Юрий Михайлович получает диплом. По специальности русская филология, и устраивается на работу в школу рабочий молодёжи, где он преподаёт русский язык и литературу. Но Юрия призывают на службу в армию. В самом начале прохождения воинской повинности, он был заряжающим САУ 2С3 «Акация», в группе войск в Германии.

А затем служил редактором дивизионной газеты. Его способность трезво оценивать ситуацию, и умение изложить её на бумаге, способствовали назначению его на эту должность. Он с достоверностью указывал на недостатки в воинской службе и быте солдат, особенно его волновал вопрос дедовщины. И во время службы у него возникла идея написания произведения на эту тему.

После посещения семинаров советской поэтессы Ларисы Васильевой, Юрий Михайлович приступает к оттачиванию навыков в поэзии. Его учителем в прозе стал Вадим Витальевич Сикорский. Первое стихотворение Полякова было опубликовано в «Московском комсомольце», в 1974 году. В это время начинающий писатель и поэт ещё был студентом филологического факультета, а всего через три года в этом же издании публикуется цикл стихов Полякова.

По возвращению из армии Юрий Михайлович устраивается в школьный отдел Бауманского комитета комсомола. Его мечты о творчестве пришлось на время отложить. Через год Поляков меняет место работы. Он принят на должность корреспондента еженедельной газеты правления и парткома писательской организации Союза Писателей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Москве «Московский литератор».

Позднее он получит повышение, и станет главным редактором. С 1979 года Поляков сотрудничает с общественно-политическим еженедельником «Литературная газета». И работая в периодических изданиях Юрий Михайлович публикует сборник стихов «Время прибытия», а через два года его читатели смогли познакомится с ещё одной книгой стихотворений под названием «Разговор с другом». Но вышедшие издания не делают его популярным, они не принесли автору известность.

Первую настоящую известность писателю принесла повесть «Сто дней до приказа», написанная в 1980-м и опубликованная в 1987 году. Произведение стало настоящей сенсацией даже для разгара перестройки, когда ниспровергалось всё и вся. Книга поднимала актуальные и болезненные темы — дедовщину и крючкотворство в советских вооруженных силах, что сделало ее культовым произведением конца 1980-х.

Сначала военная цензура не позволила опубликовать повесть, но после приземления немецкого пилота Матиаса Руста на Красной площади в 1987 году главный редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев связался с цензорами и попросил разрешение на публикацию. Несмотря на возражения, Дементьев настоял на своем, напомнив, что лучше бы они остановили Руста, а не повесть.

Всесильный Сергей Михалков, тогда председатель правления Союза писателей РСФСР, тоже помог и даже назвал Полякова «последним советским писателем». Михалков написал письмо в Главное военно-политическое управление с настоятельной просьбой опубликовать «Сто дней до приказа». В ответ на звонок возмущенного политрука «литературный небожитель» отметил, что Поляков вовсе не антисоветчик, а наоборот, возможно, последний из советских писателей.

Книга многократно переиздавалась и была экранизирована в 1990-м году, но сам автор остался недоволен фильмом режиссера Хусейна Эркенова, посчитав его слишком авторским и отдаленным от оригинала. Поляков отметил, что режиссер стремился к самореализации, спекулируя на названии повести.

Позднее выходит в свет его вторая повесть «ЧП районного масштаба», которая позже так же была экранизирована. Постепенно Поляков обрёл своих читателей. К нему пришла популярность и известность. В 90-х годах он публикует ещё несколько социальных романов, которым были даны высокие оценки критиками.

Юрий Михайлович готовился к защите кандидатской диссертации. Его темой стала творческая деятельность известного советского прозаика Георгия Кузьмича Суворова. В 1981 году он успешно её защищает, и получает учёную степень, и становится кандидатом филологических наук, а немного позднее и вступает в членство Союза Писателей СССР.

В 2001 Поляков стал главным редактором ведущего издания страны о литературе — «Литературной газеты» и занимал этот пост до 2017-го. Проза Полякова по-прежнему была широко востребована и на родине и за рубежом. Настоящей классикой стал роман «Грибной царь» — сплетение психологической драмы, семейной хроники и детектива в сеттинге современной России с элементами гротескного реализма.

Литературные критики относят произволения Юрия Михайловича к жанру гротескного реализма. В 2000-х годах многие произведения Полякова переводились на иностранные языки, и включались в школьную программу. Многие его стихотворения были положены на музыку.

Благодаря социально-политическому очерку «Молчание кремлят» писатель обретёт заслуженную благодарность от его почитателей таланта. Он станет известным публицистом, его смелые очерки в 2000-х годах принесут ему популярность.

В 2010 году Полякова приглашают ведущим программы «Контекст», которая транслировалась по телеканалу «Россия-Культура». Юрий Михайлович принимается за работу со свойственной ему целеустремлённостью. Его деятельность через два года была отмечена вниманием руководства страны, он включён в список доверенных лиц президента страны Путина.

Увлечение политикой, не заставило писателя забыть про своё творчество, но оно немного сменило вектор. Юрий Михайлович увлёкся написанием пьес, которые с успехом ставятся как на отечественных сценах, так и за рубежом. Поляков активно продолжает заниматься политикой, и входит в состав Совета по культуре и искусству, так же является членом президиума Общества русской словесности.

В 2016 году он выпускает книгу из серии «Жизнь замечательных людей», которая имеет название «Последний советский писатель», это автобиографическое произведение. 2017 год ознаменовался выходом его сборника стихотворений и рассказов «Перелётная элита».
В 2017 году Поляков становится участником литературного фестиваля «Волжская волна», который проходил на пароходе, совершая круиз по Волге. Его формат — это семинары и круглые столы. Осенью этого же года Юрий Михайлович посещает Севастополь, и проводит там встречу со своими читателями. Как следствие ему запрещают посещение территории Украины.

В конце 2017 года он издаёт книгу «По ту сторону вдохновения», называя её «мемуарной публицистикой». В ней он делится со своими читателями секретом успехов своих произведений, ведёт разговор о политической и культурной жизни России в 90- годах. В этом произведении он вспомнил о Владиславе Листьеве, рассказал о знакомстве с ним и трагической кончине известного ведущего.

Юрия Михайловича можно часто встретить на политических ток-шоу. Он часто принимает участие в радиопрограмме «Особое мнение», которая транслируется радиостанций «Эхо Москвы». Участие в этой программе стало визитной карточкой радиостанции. Поляков ежемесячно выходит в эфир, и обсуждает с радиослушателями политические проблемы страны, так же ведёт разговор на социальные темы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий