воскресенье, 25 февраля 2024 г.

Культовый режиссер Алексей Балабанов

 

25 февраля 1959 года (65 лет назад) родился советский и российский кинорежиссёр Алексей Балабанов.

Российский режиссер, сценарист и продюсер Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Его отец был научным журналистом, работал главным редактором творческого объединения научно-популярных фильмов Свердловской киностудии.

В 1981 году Алексей Балабанов окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института (ныне Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина).

В рядах Советской армии проходил службу военным переводчиком на Ближнем Востоке и в Азии. Он служил в военно-транспортной авиации. Об ужасах войны знал не понаслышке - будущий режиссёр не раз бывал в Афганистане.

В 1983-1987 годах работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии.

В 1990 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе «Авторское кино». Дипломной работой Балабанова на Высших курсах стал документально-игровой фильм «Егор и Настя». В картине он снял музыкантов Свердловского рок-клуба Игоря Белкина, Настю Полеву и Вячеслава Бутусова.

Творческий путь Алексея Балабанова в большом кинематографе начался в 1991 году, когда он снял свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни» – вольную экранизацию прозы Самюэля Беккета.

Как рассказывал об этом фильме А.Балабанов, уже будучи известным режиссером, дебютная работа была сделана достаточно спонтанно. «Заочникам-кинооператорам института ВГИК давали очень маленькое количество денег для освещения и композиции. Один оператор попросил помочь ему, за одну ночь я написал сценарий, тогда я был уже знаком со Славой Бутусовым, так все и получилось». Фильм был снят в ресторане, в качестве «массовки» использовались посетители. Фильм, по словам режиссера, произвел тогда фурор во ВГИКЕ, «поскольку там играла группа «Наутилус Помпилиус». Картина была сделана при участии Студии первого и экспериментального фильма Алексея Германа.

Затем Балабанов выступил соавтором сценария фильма молодого режиссера Надежды Хворовой «Пограничный конфликт».

В 1992 году Алексей Балабанов выступил в качестве соучредителя Кинокомпании СТВ, при участии которой он и снимал впоследствии почти все свои фильмы.

В 1994 году режиссер снял вторую полнометражную картину – экранизацию романа Франца Кафки «Замок». В том же году Балабанов дебютировал и в качестве продюсера картиной «Исповедь незнакомцу».

В 1995 году он принял участие в создании киноальманаха «Прибытие поезда», посвященного 100-летию кинематографа. Режиссер снял новеллу «Трофимъ», удостоенную нескольких кинематографических наград.

До 1997 года А.Балабанов уже был признан киносообществом. Но успех всероссийского масштаба ему принес фильм «Брат», где главную роль сыграл 26-летний Сергей Бодров-младший. 

Вольно или невольно, режиссеру удалось создать символ того неспокойного времени, где «добро должно было быть с кулаками». В картине режиссер выступил и в роли сценариста. Фильм получил семь наград на различных международных кинофестивалях.

В 1998 году Балабанов снял фильм «Про уродов и людей», который также принес автору множество наград и призов. В 2000 году он выпустил продолжение истории о судьбе Данилы Багрова «Брат-2». После выхода на экраны картина сразу заняла первое место в рейтингах фильмов и саундтреков. С Сергеем Бодровым в главной роли Алексей Балабанов снял в 2002 году фильм «Война» о события второй чеченской войны.

Времена были непростые, и денег на съёмки не хватало. Поэтому фильм «Кочегар» снимали в квартире режиссёра. В трех разных комнатах. Некоторые непрофессиональные актеры работали на съёмочной площадке бесплатно.

Каждый фильм Балабанова не оставался незамеченным зрителем и кинокритиками. Режиссер предпочитал снимать картины по собственным сценариям. Среди его работ — картина «Жмурки» (2005), где одну из главных ролей сыграл Никита Михалков; фильм «Мне не больно» (2006) с Ренатой Литвиновой, Никитой Михалковым, Сергеем Маковецким и Дмитрием Дюжевым; «Груз 200» (2007), вызвавший неоднозначные оценки зрителей; картина «Морфий» (2008) по мотивам ранних рассказов Михаила Булгакова и сценарию Сергея Бодрова; фильм «Кочегар» (2010), получивший четыре премии »Белый слон».

Режиссер не всегда оказывался верно понятым - так, его фильм «Груз-200», который показывал оборотную сторону как идиллической советской действительности, так и человеческой натуры, во многих городах был снят с проката.

Балабанов предпочитал делать минимум дублей. Режиссер считал, что на самом деле актеры хорошо играют с первого дубля, а потом только растрачивают энергию. Поэтому съемки, как правило, проходили интенсивно и быстро.

Большую часть сцен режиссёр снимал без дублёров. Актерам приходилось осваивать новые навыки. Так, Светлана Письмиченко, готовясь к роли Светы в »Брате», училась водить трамвай. Сергей Бодров — младший также без дублера запрыгивал в движущийся транспорт в сцене погони.

Балабанов жалел тех, кто оказался в неблагополучной ситуации, и часто приводил домой бездомных людей, чтобы они согрелись и поели. Им он часто показывал свои фильмы.

В фильме «Жмурки» герой Дмитрия Дюжева долго рассматривает коллекцию и выбирает перед своей жертвой пластинку. Это была собственная коллекция режиссера.

20 сентября 2002 года в Северной Осетии по руслу реки Геналдон в Кармадонском ущелье сошел ледник. Настоящее число жертв неизвестно до сих пор, но, по официальным данным, погибли 19 человек. Еще 106 считаются пропавшими без вести, в том числе 42 члена съемочной группы Сергея Бодрова—младшего, которые работали в Северной Осетии над фильмом «Связной». Погибли в том числе близкие Алексею Балабанову Марина Липартия и Владимир Карташов. Режиссер тяжело переживал эту трагедию, стал злоупотреблять алкоголем.

В 2012 году вышел в прокат последний фильм режиссера — реалистичная сказка «Я тоже хочу». В нём режиссер снялся сам - в роли самого себя, «Алексея Балабанова, кинорежиссера, члена Европейской киноакадемии».

Про несбывшиеся планы. Режиссёр так и не успел снять картину о молодых годах Сталина (он думал об этом несколько лет). Также не увидели свет ещё два проекта Алексея Октябриновича - фильм «Американец» (по слухам, исполнитель главной роли Майкл Бин запил во время съёмок) и фильм «Река» (актриса Туйара Свинобоева, занятая в проекте, погибла в автомобильной катастрофе).

18 мая 2013 года Алексей Балабанов скончался от острой сердечной недостаточности. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Балабанов был академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Его фильмы получали призы на российских и международных кинофестивалях — «Дебют» (1992), «Кинотавр» (1994, 1995, 1997, 1998, 2002, 2007), «Сталкер» (2007), МКФ в Котбусе (1997), МКФ в Турине (1997) и др.

Алексей Балабанов был удостоен Национальной кинематографической премии «Ника» за 1998 год.

Режиссер был женат; его супруга Надежда Васильева – художник по костюмам. У Балабанова остались два сына – Федор и Петр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий