15 апреля 1886 года (135 лет назад) родился Николай Степанович Гумилёв.
Русский поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, представитель литературы Серебряного века, основатель школы русского акмеизма Николай Степанович Гумилёв родился в Крондштадте в семье корабельного врача.
Рос будущий поэт сначала в Царском Селе, затем в Тифлисе. В 1903-м году поступил в 7 класс Царскосельской гимназии, которую закончил в 1906 году. К этому моменту на счету Николая Гумилёва уже было издание сборника «Пусть конквистадоров» и знакомство с будущей женой – Анной Горенко (Ахматовой).
После окончания гимназии Гумилёв едет учиться в Сорбонну, где продолжает писать стихи. В 1908 году выходит его сборник «Романтические цветы», посвященный Анне Ахматовой.
В 1908 году поэт возвращается в Россию, но снова покидает её, чтобы отправиться с экспедицией в Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, Африку…
В 1909 году Гумилев поступает в Петербургский университет на юридический факультет, но вскоре переводится на историко-филологический, участвует в издании журнала «Аполлон». В 1910 году выходит третий сборник его стихов «Жемчуга», получивший прекрасные отзывы от старших поэтов. В этом же году Николай Гумилёв женится на Анне Ахматовой.
В 1911 году при участии Гумилева было создано поэтическое объединение «Цех поэтов», в который входили О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Нарбут, М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева. В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения акмеизм, вскоре был создан журнал «Гиперборей», вышел сборник Гумилева «Чужое небо». В 1913 году поэт снова отправляется на Восток.
С началом Первой мировой войны жизнь поэта делает крутой поворот – он отправляется добровольцем на фронт в составе Лейб-Гвардии Уланского полка, за героизм получает Георгиевские кресты IV и III степеней.
В письме к М. Лозинскому Гумилёв писал: «В общем, я могу сказать, что это лучшее время моей жизни <…> Почти каждый день быть под выстрелами, слышать визг шрапнели, щелканье винтовок, направленных на тебя, — я думаю, такое наслажденье испытывает закоренелый пьяница перед бутылкой очень старого, крепкого коньяка».
На войне он провел два с половиной года: с августа 1914 по март 1917 года. Весной Гумилев попросил перевода на Салоникский фронт и перебрался в Русский экспедиционный корпус в Париже. Офицеры и простые солдаты ценили Гумилева как спокойного и храброго воина, отмечали его озорной нрав и жажду риска.
За ночную разведку перед сражением приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 24 декабря 1914 года № 30, Гумилёв был награждён знаком отличия военного ордена (Георгиевского креста) 4-й степени № 134060 и повышен в звании до ефрейтора. Сам крест был вручен ему 13 января 1915 года, а 15 января он был произведён в унтер-офицеры. В конце февраля в результате непрерывных боевых действий и разъездов Гумилёв серьёзно простудился, месяц поэт лечился в Петрограде, потом вновь вернулся на фронт.
1915 год Николай Гумилёв встретил на Западной Украине, под Волынью. Его подразделению была поставлена задача удерживать позиции до подхода пехоты, операция удалась, было спасено несколько пулемётов, один из которых вытащил на себе Гумилёв. За это Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 5 декабря 1915 года № 1486 он награждён знаком отличия военного ордена Георгиевского креста 3-й степени № 108868, которым очень гордился.
Николая Гумилёва называют «певцом войны». И в какой-то мере это справедливое утверждение. Даже в расцвете своего поэтического мастерства поэт не оставлял воинских амбиций. Так, по воспоминаниям поэтессы Ирины Одоевцевой, он предрекал вторую войну с Германией: «Я, конечно, приму в ней участье, непременно пойду воевать. Сколько бы вы меня ни удерживали, пойду. Снова надену военную форму, крякну и сяду на коня, только меня и видели. И на этот раз мы побьем немцев! Побьем и раздавим!»
Тем не менее, война, окружающая поэта смерть и его воинственный дух не отменяли его поэтической натуры, которая проявилась в «Записках кавалериста»: «Иногда мы оставались в лесу на всю ночь. Тогда, лежа на спине, я часами смотрел на бесчисленные ясные от мороза звезды и забавлялся, соединяя их в воображении золотыми нитями. Сперва это был ряд геометрических чертежей, похожий на развернутый свиток Каббалы. Потом я начинал различать, как на затканном золотом ковре, различные эмблемы, мечи, кресты, чаши в непонятных для меня, но полных нечеловеческого смысла сочетаниях. Наконец явственно вырисовывались небесные звери. Я видел, как Большая Медведица, опустив морду, принюхивается к чьему-то следу, как Скорпион шевелит хвостом, ища, кого ему ужалить. На мгновенье меня охватывал невыразимый страх, что они посмотрят вниз и заметят там нашу землю. Ведь тогда она сразу обратится в безобразный кусок матово-белого льда и помчится вне всяких орбит, заражая своим ужасом другие миры».
В окопах (с небольшими перерывами на лечение и перевод в другую часть) он оставался до января 1917 года. Затем перевелся в экспедиционный корпус России в Париже. Во время службы там поэт влюбляется в Елену дю Буше, посвящает ей сборник стихов «К синей звезде».
В 1918 году Гумилев возвращается в Россию. В августе этого же года писатель разводится с Ахматовой.
В 1919 – 1920 годах поэт работает в издательстве «Всемирная литература», преподает, выполняет переводы с английского, французского. В 1919 году женится на Анне Энгельгардт, дочери Н. Энгельгардта. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921 г.) посвящены второй жене.
Гумилёв нигде не скрывал своих взглядов — открыто крестился на храмы. На одном из поэтических вечеров на вопрос из зала - «каковы ваши политические убеждения?» он смело ответил: «я убеждённый монархист». За все это поэт потом жестоко поплатился.
У Гумилёва была одна утопическая идея — о том, что в парламентах и правительствах будущего власть будет передана поэтам. Доклад на эту тему он прочитал в петроградском Доме искусств.
3 августа 1921 года Гумилёва арестовали по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации Таганцева», и вскоре он был расстрелян. Есть несколько версий относительно причастности Гумилёва к заговору Таганцева. Согласно советской, он участвовал в заговоре, по второй – он знал о заговоре, но не донес, что в те времена считалось преступлением. А по третьей - заговора не было вообще, он полностью был сфабрикован ЧК в связи с Кронштадтским восстанием. Впрочем, многие исследователи творчества поэта считают, что человек с такими взглядами и ведущий себя так, как вел Гумилёв, в те годы просто не мог уцелеть.
О мужественном поведении Гумилёва в застенках ЧК ходили легенды. Из тюрьмы он писал жене, утешая ее: «Не беспокойся обо мне. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы». Перед расстрелом Гумилёв написал на стене камеры: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь». Г. Иванов передает рассказ С. Боброва, поэта-футуриста, большевика и, возможно, чекиста, о том, с каким достоинством Гумилёв вёл себя на расстреле: «Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу... Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление... Мало кто так умирает...»
Точная дата расстрела и место захоронения Гумилева Николая Степановича неизвестны. Анна Ахматова считала, что место казни было на окраине Петрограда в стороне Пороховых.
К счастью, творчество Николая Гумилёва пережило его более, чем на сто лет и продолжает оставаться актуальным. Об этом говорят многочисленные песни на его стихи, которые продолжают появляться на свет у новых и новых исполнителей.
Николай Носков
«Романс» (муз. А. Бельчева)
«Я был один»
Полина Агуреева
«Слово»
Деметриус
«Капитаны»
(муз. Деметриуса)
Жанна Агузарова
«Капитаны»
Мельница
«Змей»
Виталий Псарев
«Озёра»
(муз. В. Псарева)
Юлия Силаева
«Маэстро»
(Муз. Ю. Силаевой)
Алексей Лепко
«Счастье»
(Муз. А. Лепко)
Подготовила Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий