8 апреля 1341 года на Капитолийском холме в Риме, в Сенатском дворце, где сегодня заседает Муниципальный совет, был увенчан лавровым венком Франческо Петрарка.
«Коронация» была совершена в знак признания его лучшим поэтом и непревзойденным знатоком античной литературы. Это событие было знаковым: именно так после тысячелетнего перерыва возродилась древняя греко-римская традиция увенчания лаврами выдающихся личностей. Предложение провести такую «коронацию» одновременно прислала Петрарке и парижская Сорбонна, но тот предпочел Рим, желая его возвышения.
Однако перед церемонией триумфатора предварительно проэкзаменовал по классической филологии неаполитанский король Роберт Мудрый. Он был поражен познаниями автора сонетов к Лауре, за что и подарил Петрарке подбитую горностаем пурпурную мантию для церемонии…
В этот день ярко светило солнце, гремели трубы и в глазах у многих стояли слезы. Петрарке было 37 лет. Поэт придавал своей коронации историческое значение и верил, что она откроет новую эпоху в истории Италии и Европы. И потому он старался, чтобы она состоялась именно 8 апреля, в пасхальное воскресенье.
Многие историки культуры сходятся во мнении, что именно с этой символической даты началась эпоха Возрождения.
Петрарка явил собою тип человека, вырывающегося из средневековых традиций. Создавая себя, совершенствуя свой внутренний мир, он особое значение придавал одиночеству, не тяготясь им, как Данте, но понимая, что оно дает возможность человеческому духу успокоиться на Боге, на самом себе, своих устремлениях («Об уединенной жизни», 1346). Противоречия внутреннего мира человеческой личности с ее страстями, творческим и нравственным поиском отразились в исповеди-диалоге «Моя тайна», где в споре между двумя персонами — Августином и Франциском — сталкиваются исторически различные трактовки человека. Самоанализ и самоописание себя как «нового человека», писателя-гуманиста осуществлены Петраркой и в др. произведениях исповедального характера, прежде всего в письмах, которые собирались и неоднократно тщательно перерабатывались, - «О делах личных в 24 книгах», «Старческие письма».
Среди произведений Петрарки нет текстов, посвященных непосредственно проблемам литературы и искусства, однако именно он в борьбе за классическую, укорененную в античности латынь против навязываемого «ученого» языка схоластов — средневековой латыни заложил основы филологии. Стремление разработать методы идентичного прочтения текстов древности, создание художественных произведений на классической латыни стали основанием нового гуманистического знания — «наук о человечности».
Классическая филология Петрарки, наполненная новыми гуманистическими идеями и общественно-политическим содержанием, предстает как философия гуманизма. Петрарка первым в Новое время, отвергнув абсолютизацию авторитета Аристотеля, которого считал «великим и ученейшим», но лишь мыслителем в ряду других греческих философов, человеком, а не орудием божественного откровения, поставил выше него Платона. Господство одного учения он заменил диалогом и сочетанием многих. Петрарка и его последователи — это новые представители философии, непрофессионалы, мыслящие вне схоластической традиции, вне кафедр и университетов и отвечающие духовным потребностям эпохи, которая нуждалась в обосновании, этических санкциях и новых идеалах. Главное в созданной ими гуманистической философии — «новый человек», освободившийся от традиционной теологии, ставший в центр философских рассуждений.
Подготовила Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий