воскресенье, 23 февраля 2025 г.

Актриса из казачьего рода. Валентина Телегина

23 февраля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Петровны Телегиной (1915–1979), актрисы театра и кино.

Валентина Петровна Телегина родилась в 1915 году в Новочеркасске в казачьей семье. Девочкой она была упрямой и резковатой. Хорошо училась, с удовольствием участвовала в местной самодеятельности. Мечта стать актрисой зародилась в ней довольно рано, но все же Валя была уверена, что у нее все получится. После школы она поступила в Ленинградский институт сценического искусства в мастерскую Леонида Вивьена, при чем сразу на второй курс. А по вечерам занималась у молодого тогда режиссера Сергея Герасимова. И уже в 1934 Валентина Петровна приняла участие в съемках фильма «Люблю ли я тебя», сыграв в небольшом эпизоде. Через 3 года вышла еще одна картина с ее участием «Тайга золотая». Обе работы очень небольшие, но даже они смогли показать режиссерам талант Телегиной. Так четко сыгранный ею образ дополнял главную линию. В 1937, после окончания института, она стала частью труппы театра Ленсовета, где проработала до 1940. Затем перешла в театр Балтфлота.

В 1938 Сергей Герасимов настоял на участии Валентины Телегиной в картине «Комсомольск». Там она сыграла Мотю Котенкову, девушку, которая вроде бы и одного возраста с остальными героинями, но относится к ним как-то иначе, по-матерински что ли, оберегает. Это было настолько в характере самой Валентины Петровны, что без нее этот фильм был бы уже совсем другим.

С этой самой первой роли и сформировалось амплуа Телегиной – «баба» из народа. Как смеялась сама актриса: «Все тетки – мои!».

Телегина и на встречах со зрителями вела себя как обычная женщина из народа. Однако те, кто близко знал актрису, запомнили ее совершенно другой.

В 1940 году на экраны страны вышел фильм «Член правительства», где партнершей Телегиной по съемкам была Вера Марецкая, сыгравшая главную роль. Марецкая была старше Валентины Телегиной на девять лет, однако, в кадре этого не заметно. И Телегина никогда не стеснялась того, что выглядела старше своих лет. Она соглашалась на возрастные роли, даже если сама по возрасту для них «не доросла».

Всю войну она ездила вместе с концертными бригадами поддерживая солдат. В свободное время актеры готовили обеды, носили продукты, помогали санитарам в госпитале и провожали бойцов в последний путь. В одном из писем она писала:

«В нас не сомневайтесь, будем стоять до последней капли крови на своих постах! Будь то сценическая площадка, огневой рубеж или госпиталь.

Здесь идут такие бои, что казалось бы не до концертов, но однажды один командир сказал мне: Как объяснить вам не знаю, но мы все уверены - пока актеры близко, смерть далеко».

Когда с острова Сааремаа, где находились артисты, началась эвакуация, Телегина уступила свое место в самолете раненному бойцу, тем самым, подвергая себя смертельному риску – остров бомбили с воздуха и обстреливали со всех сторон. Спасаясь от обстрелов, актриса оказалась на военном сторожевом катере. Однако катер подбили, и люди начали тонуть в ледяной воде. По воде без устали стреляли фашисты. Спасло Телегину то, что она великолепно плавала. Она смогла продержаться в воде порядка двух часов, пока ее не подобрал другой катер.

«Затем был блокадный Ленинград, эвакуация в Алма-Ату и снова фронтовые бригады».

Телегина работала и в госпитале, помогала ухаживать за ранеными, не чураясь никакого труда. С фронта Телегина писала письма в Ленинград, режиссеру театра Александру Пергаменту.

Об отношениях с ним актриса никогда не распространялась, однако, коллеги и знакомые подмечали, как часто она вспоминала об этом человеке. Увы, супругой режиссера стала не Телегина, а другая актриса – Евгения Церебилко.

После войны Валентина Петровна перебралась в Москву и стала актрисой киностудии им. Горького.  В этот период вышли «Весна», «Поезд идет на восток», «Драгоценные зерна», «Кубанские казаки», «В степи», «Сельский врач», «Степные зори», «Море студеное».

Здоровье актрисы сильно пошатнулось. У Телегиной было столько заболеваний, что хватило бы на медицинский справочник. Сказались голод, холод, ледяная вода Балтики, постоянное напряжение. Валентина Телегина была из тех людей, которые себя не щадили.

В 1956 вышло сразу несколько работ с участием Телегиной: «Главный проспект», «Девушка с маяка», «Павел Корчагин», «Поэт», «Путешествие в молодость». А через год вышли «Дело было в Пенькове» и «Дом, в котором я живу».

«Когда-то, когда вышел фильм «Дом, в котором я живу», один шведский критик написал такую заметку, в которой сказал: «Вот в этом фильме есть такая русская актриса, у которой лицо всех матерей мира, всех времён и народов».

Она играла необыкновенно трогательно и естественно, с материнской теплотой и нежностью, передавая свое мироощущение добра, заботы и отзывчивости.

Затем были «Баллада о солдате», «Прощайте голуби», «Воскресение», «Человек идет за солнцем», «Живые и мертвые», «Три тополя на Плющихе», «Доживем до понедельника», «Угрюм-река», «День и вся жизнь», Телеграмма», «Капля в море» и многие другие.

Она была страстная, честная, остроумная, глубокая и очень органичная. В ней было сочетание невероятно разных персонажей с богатой палитрой чувств. И в каждой роли живой человек! Это дано не многим.

Многие удивятся, но Валентина Петровна никогда не была обделена мужским вниманием. Обаятельная, скромная, застенчивая, добрая, озорная, она очень любила людей, была счастливым человеком и прожила так, как сама этого хотела.

Однако официального брака в жизни Телегиной не было, не сложилось. Но как женщина Валентина Петровна состоялась - она родила дочь, Надю.

О личной жизни актриса не распространялась. Неразговорчивость Валентины Телегиной и ее нежелание обсуждать семейные проблемы объясняется просто – младший брат актрисы во время войны был угнан немцами в Германию. Тогда он был еще подростком. Парнишку определили в спецшколу для подготовки разведчиков. Ему сделали новые документы – он стал из Телегина Кондрашовым, и придумали легенду. После окончания войны брат актрисы был перемещен на территорию Западной Германии по заданию американской разведки. Когда разведгруппа, в которую входил Телегин-Кондрашов была раскрыта, его выслали в СССР. Удивительно, но в СССР Телегина не только не осудили за измену Родине, но даже без особых проблем выдали советский паспорт.

В последнее время Валентина Петровна сильно болела - мучали астма, диабет. Она похудела, ноги отекли, но, несмотря на это актриса продолжала сниматься. Ее последней работой стал фильм «Завтрак на траве» (1979), после которого ее не стало.

Прожила она всего 64 года и до последних дней не теряла желание работать, отдавая профессии всю себя. Актриса даже написала собственный сценарий, однако, так и не успела найти того, кто бы снял по нему фильм.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий