23
февраля 1840 (по другим сведениям, 1839) года родился русский писатель Всеволод
Владимирович Крестовский.
Всеволод
Владимирович Крестовский родился в Киевской губернии. Происходил из
старинного дворянского рода.
В
1850 году поступил в 1-ю Петербургскую гимназию. Ещё будучи гимназистом, под
влиянием учителя словесности, Крестовский начал писать стихи и рассказы, делал
поэтические переводы Горация и Вергилия.
В
1857 году окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского
университета. Во время учёбы произошло знакомство с Д. Писаревым, повлиявшее на
мировоззрение Крестовского.
К
1859 году семья Крестовских разорилась. Чтобы помогать деньгами своей матери, в
1861 году, проучившись только два года, он был вынужден уйти из университета
«по болезни». Зарабатывал на жизнь литературной работой в журнале «Русское
Слово» у А. Григорьева, попутно давая уроки за курс гимназии чиновникам,
желавшим сдать экзамены на чин коллежского регистратора.
В 1868 году вступил унтер-офицером в 14-й уланский Ямбургский полк, расквартированный в Гродно. Выпустил «Историю 14-го уланского Ямбургского полка» (1873) и был переведён в гвардию (1874).
В
качестве журналиста, прикомандированного правительством к штабу действующей
армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878.
Существует
утверждение, что «Петербургские трущобы» Крестовского стали знамениты благодаря
сериалу: что неверно, совершенно, ибо психологически-этнографический труд В.
Крестовского обилен типажами настолько, что завораживает, заставляя проходить
по лабиринтам старой-старой, не слишком привлекательной, но такой увлекательной
жизни. Сценаристы и режиссёры отошли от трагического сюжета романа, придав
телесериалу хэппи-энд и социальную легковесность, полностью изменив многие
характеры и поступки персонажей.
Крестовский
же писал с разнообразием деталей, собиравшихся постепенно в общий бытовой круг
бытия; и он мощно характеризовал людей: от портрета до нрава, от энергии,
выплеснутой в жизнь, до… желания убежать от неё.
В
романе писатель одним из первых обратился к уголовной почве, социальному дну, и
ярко показал это дно в самых разных его проявлениях, в том числе и в его связи
с «верхами» тогдашнего русского общества. Этот роман о внешней изысканной жизни
Петербурга и о его невидимой, но истинной, укрытой от посторонних глаз жизни
создаёт социальный портрет всего российского общества. Современники
зачитывались романом, находя в нём знакомые места и образы.
Авантюрный сюжет,
психологически и реалистически точные образы персонажей, знакомые места, где
разворачивается действие, типичные зарисовки жизни разных слоев общества —
всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение.
И. С. Тургенев назвал
роман «чепухой». Известный издатель и журналист А. С. Суворин иронически
отметил «стенографизм» произведения. А В. Д. Немирович-Данченко,
напротив, относился к большинству читателей, хваливших роман, особо подчеркивая
динамичность действия. Н. С. Лесков считал этот роман
«самым социалистическим романом на русском языке».
По
свидетельству одного из современников Крестовского Ф. Н. Берга:
«Несмотря на всё, что писалось против этого произведения, роман „Петербургские
трущобы“ должен быть признан выдающимся по его общественному и художественному
значению…». Очерковые главы романа (описание ночлежек, притонов, тюремных
камер и публичных домов; роскошных домов аристократов и оргий богатых
«прожигателей жизни») соединены фабульными линиями.
Роман
считался одним из самых популярных в России во второй половине XIX века. В
советское время переиздавался в 1930-е годы (М.-Л.: Academia, 1935—1937) и в
1990 году.
Роман
читался интересно, жил своей плазмой, мешая уголовную почву, социальное дно, и
бессчётные проявления оного завораживали: хотя становилось понятно: писатель
имел в виду – и там люди.
Потом возник, засиял кристальной решёткой сложности «Кровавый пуф», не издававшийся в Союзе, антинигилистический роман, заслуживший царское одобрение, и презрительное отношение многих считавшихся властителями дум.
Период после
освобождения крестьян густел раной: слишком непривычной становилась жизнь;
нигилизм, подразумевающий распад устоев, касался и веры, и общественного
мироустройства, и, густо заваривая жизни персонажей, Крестовский сильно
показывал противоречивость тогдашних времён.
С 1892 года до конца жизни Крестовский был редактором газеты «Варшавский дневник».
Умер в Варшаве 30 января 1895 года, был похоронен на Никольском
кладбище Александро-Невской лавры, затем перезахоронен на Литераторских мостках
Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
За свою жизнь Всеволод Крестовский написал множество рассказов, очерков, повестей, романов. Он также является автором первого уголовного словаря жаргона России.
Подготовила
Найля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий