воскресенье, 23 февраля 2025 г.

Незаслуженно забытый. Всеволод Крестовский


23 февраля 1840 (по другим сведениям, 1839) года родился русский писатель Всеволод Владимирович Крестовский.

Всеволод Владимирович Крестовский родился в Киевской губернии. Происходил из старинного дворянского рода.

В 1850 году поступил в 1-ю Петербургскую гимназию. Ещё будучи гимназистом, под влиянием учителя словесности, Крестовский начал писать стихи и рассказы, делал поэтические переводы Горация и Вергилия.

В 1857 году окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время учёбы произошло знакомство с Д. Писаревым, повлиявшее на мировоззрение Крестовского.

К 1859 году семья Крестовских разорилась. Чтобы помогать деньгами своей матери, в 1861 году, проучившись только два года, он был вынужден уйти из университета «по болезни». Зарабатывал на жизнь литературной работой в журнале «Русское Слово» у А. Григорьева, попутно давая уроки за курс гимназии чиновникам, желавшим сдать экзамены на чин коллежского регистратора.

В 1868 году вступил унтер-офицером в 14-й уланский Ямбургский полк, расквартированный в Гродно. Выпустил «Историю 14-го уланского Ямбургского полка» (1873) и был переведён в гвардию (1874).

В качестве журналиста, прикомандированного правительством к штабу действующей армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878.

Существует утверждение, что «Петербургские трущобы» Крестовского стали знамениты благодаря сериалу: что неверно, совершенно, ибо психологически-этнографический труд В. Крестовского обилен типажами настолько, что завораживает, заставляя проходить по лабиринтам старой-старой, не слишком привлекательной, но такой увлекательной жизни. Сценаристы и режиссёры отошли от трагического сюжета романа, придав телесериалу хэппи-энд и социальную легковесность, полностью изменив многие характеры и поступки персонажей.

Крестовский же писал с разнообразием деталей, собиравшихся постепенно в общий бытовой круг бытия; и он мощно характеризовал людей: от портрета до нрава, от энергии, выплеснутой в жизнь, до… желания убежать от неё.

В романе писатель одним из первых обратился к уголовной почве, социальному дну, и ярко показал это дно в самых разных его проявлениях, в том числе и в его связи с «верхами» тогдашнего русского общества. Этот роман о внешней изысканной жизни Петербурга и о его невидимой, но истинной, укрытой от посторонних глаз жизни создаёт социальный портрет всего российского общества. Современники зачитывались романом, находя в нём знакомые места и образы. 

Авантюрный сюжет, психологически и реалистически точные образы персонажей, знакомые места, где разворачивается действие, типичные зарисовки жизни разных слоев общества — всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение.

И. С. Тургенев назвал роман «чепухой». Известный издатель и журналист А. С. Суворин иронически отметил «стенографизм» произведения. А В. Д. Немирович-Данченко, напротив, относился к большинству читателей, хваливших роман, особо подчеркивая динамичность действия. Н. С. Лесков считал этот роман «самым социалистическим романом на русском языке».

По свидетельству одного из современников Крестовского Ф. Н. Берга: «Несмотря на всё, что писалось против этого произведения, роман „Петербургские трущобы“ должен быть признан выдающимся по его общественному и художественному значению…». Очерковые главы романа (описание ночлежек, притонов, тюремных камер и публичных домов; роскошных домов аристократов и оргий богатых «прожигателей жизни») соединены фабульными линиями.

Роман считался одним из самых популярных в России во второй половине XIX века. В советское время переиздавался в 1930-е годы (М.-Л.: Academia, 1935—1937) и в 1990 году.

Роман читался интересно, жил своей плазмой, мешая уголовную почву, социальное дно, и бессчётные проявления оного завораживали: хотя становилось понятно: писатель имел в виду – и там люди.

Потом возник, засиял кристальной решёткой сложности «Кровавый пуф», не издававшийся в Союзе, антинигилистический роман, заслуживший царское одобрение, и презрительное отношение многих считавшихся властителями дум. 

Период после освобождения крестьян густел раной: слишком непривычной становилась жизнь; нигилизм, подразумевающий распад устоев, касался и веры, и общественного мироустройства, и, густо заваривая жизни персонажей, Крестовский сильно показывал противоречивость тогдашних времён.

С 1892 года до конца жизни Крестовский был редактором газеты «Варшавский дневник». 

Умер в Варшаве 30 января 1895 года, был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, затем перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.

За свою жизнь Всеволод Крестовский написал множество рассказов, очерков, повестей, романов. Он также является автором первого уголовного словаря жаргона России.

Подготовила Найля Сабитовна Якимович

Комментариев нет:

Отправить комментарий