Россия сделала огромный вклад в историю
географических открытий. Имена русских мореплавателей и первооткрывателей
запечатлены на географической карте. Но есть среди наших путешественников
человек, который прославился на совершенно другой «ниве». Он стал человеком,
одним из первых вступивших в бой за равенство всех рас и народов. Это был
отважный учёный-естествоиспытатель и антрополог Николай Николаевич
Миклухо-Маклай. Его беззаветное служение науке достойно уважения и должно
использоваться в работе с подрастающим поколением.
27 октября в путешествие к берегам Новой Гвинеи
вслед за Миклухо-Маклаем отправились ребята из ОКОУ «Обоянская школа-интернат»
(Курская область) - гости ГКОУ «Надежда» (Кировский район Волгограда).
Первые годы жизни великого учёного вызвали удивление мальчишек и девчонок. Учился маленький Коля Миклухо неважно – пропускал занятия, оставался на второй год (в четвёртом и шестом классах), а из всех гимназических предметов предпочтение отдавал языкам – французскому, немецкому, русскому и латыни. Больших увлечений наукой за ним не наблюдалось. Гимназию он так и не закончил – забрал документы, чтобы… стать вольнослушателем университета. И здесь вдруг случилось чудо! 15-летний Миклухо-Маклай стал увлечённо изучать предмет за предметом. Сложно сказать, как сложилась бы его жизнь дальше в российских вузах. По примеру многих своих товарищей будущий учёный увлёкся политической деятельностью. И однажды вместе со старшим братом даже попал с демонстрации прямиком в Петропавловскую крепость, где просидел четыре дня, пока полиция разбиралась, что с ними делать.
После этого Николай отправился получать
образование в Германию, где преуспел в ряде наук: физика, химия, геология, философия,
сельское хозяйство, лесоводство, экономика, уголовное и гражданское право, астрономия,
телеграфия, медицина. В конце концов, медицину Миклухо-Маклай (вторая часть
имени была придумана им самим) определил, как основную дисциплину и преуспел в
ней настолько, что стал помощником профессора Э. Геккеля, с которым совершил
несколько путешествий по Чёрному и Средиземному морю. Впоследствии опыт,
приобретённый в студенческие годы, очень помог ему в путешествии в Новую
Гвинею.
Переворот в мировоззрении Маклая
произошёл на одной из конференций, где он стал участником спора. Его оппоненты
утверждали, что папуасы – это промежуточное звено в эволюции обезьяны в
человека. Учёный решил доказать миру, что жители Новой Гвинеи такие же люди,
как европейцы.
Чтобы ребятам было легче представить, что
ждало Николая Миклухо-Маклая в Гвинее, им был показан отрывок из документального
фильма, который рассказывал о первой экспедиции к папуасам. Из него ребята
узнали о знакомстве с Туем – главным другом Маклая среди папуасов. О посещении
деревни Горенду, где произошёл знаменитый эпизод, когда путешественник заснул в
окружении дикарей, рассказал отрывок из фильма «Миклухо-Маклай» (1947).
Успех, которым увенчалось первое же
путешествие Маклая объяснялся тем, что, отправляясь к дикарям, он взял с собой
всего двух слуг (считая, что большое количество членов экспедиции грозит
большим количеством конфликтов с туземцами), из оружия имел лишь то, что
помогало охотиться при нужде. Зато запасся большим количеством подарков для туземцев
– куры, козы, овцы, семена растений, железные ножи и топоры. В отличие от своих
предшественников – Магелана и Кука – он шёл с добрыми намерениями и сумел
подружиться с местными жителями, которые возвели его в ранг бога.
Ребята удивились, узнав, что один человек
за год и три месяца сумел собрать материалы, которые до него удавалось собрать
лишь многочисленным экспедициям. Он работал не покладая рук едва ли не круглые
сутки. При этом ему ещё приходилось вести хозяйство, потому что из двух слуг,
которые приехали с ним один (мальчик Бой) умер, а второй – взрослый полинезиец –
оказался лодырем и симулянтом.
Отдельно прозвучала информация о прошении
Миклухо-Маклая присоединить Новую Гвинею к России, что давало возможность
уберечь её жителей от работорговцев, рыскавших по всей Океании и Полинезии в
поисках живого товара, и о его большом огорчении оттого, что в результате «берег
Маклая» был колонизирован немцами и англичанами.
Особенное впечатление на ребят произвел показ
двух презентаций – «Рисунки Николая Миклухо-Маклая» (с объяснением, что в
юности он планировал поступать в Академию Художеств) и «Папуасы Новой Гвинеи» (детям
было предложено представить, что чувствовал Маклай, увидев впервые туземцев).
Завершался рассказ об отважном
путешественнике показом фотографий его прапраправнука – Николая Миклухо-Маклая,
основавшего Фонд Миклухо-Маклая, на празднике папуасов в Новой Гвинее.
Ребята и воспитатели поблагодарили за
интересную информацию, отметив, что узнали много нового о народах Новой Гвинеи
и достижениях нашей науки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий